anthrax_urbex (anthrax_urbex) wrote,
anthrax_urbex
anthrax_urbex

Categories:

ИВАТУ: «Родина, сложившая крылья» Часть 3



Сохранить нельзя распиливать. Где в предложении поставить запятую? Никто на данный момент не проявит ответственности за решение этого вопроса. В то время, как наш бывший соотечественник и выпускник ИВВАИУ Виктор Талпа за рубежом сохраняет то, что принято считать советским воинским достоянием. Бортинженер на собственные деньги создал музей авиации, перекупая списанную технику, которой в мире осталось не так много. Сегодня это собрание советских самолётов одно из крупнейших за пределами СНГ. Прямо в сердце антирусской Латвии, на рижском аэродроме. В это же время иркутские «препарированные» самолёты, которые составили бы честь многим авиационным музеям, зимуют на аэродроме теперь уже несуществующего училища.

1.



Начиная с апреля 1932 года, на аэродроме было комендантское здание, сохранившееся и поныне и ангар с самолётами. В 1935 году, после проведения спецнабора, в училище стало 7 батальонов (21 рота) и одна рота авиамехаников. На учебном аэродроме к этому времени было около полутора десятков самолетов, они размещались на площадке рядом с аэродромом ГВФ. Курсанты первых наборов отсыпали и выравнивали места стоянок, оборудовали вспомогательные помещения и сооружения, собирали прибывающие самолеты.

2.



3. МиГ-29 (изделие 9-12) - многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.



В сороковые годы жили по принципу «Учиться только тому, что нужно на войне, и только так, как это делается на войне». Сокращение сроков обучения, изучение новой AT, поступающей на вооружение ВВС, потребовали перестройки учебного процесса. Развернули обучение курсантов войсковому ремонту самолетов под открытым небом. Самолеты были рассредоточены: был создан полевой аэродром вне территории училища, истребительная группа эксплуатационного цикла была перебазирована в район летних лагерей бывшего Иркутского юнкерского училища. В годы войны, в течение всего выхода по эксплуатационной практике, курсанты и инструкторы жили вне казармы: летом в шалашах, зимой в землянках. Занятия на аэродроме велись в две, а то и в три смены, днем и ночью. Одновременно курсанты обучались мерам маскировки, тактике обороны аэродрома.

4.



5. Когда началось расформирование, большую часть собранной за полвека лучшей в стране боевой техники решили уничтожить. Поэтому утилизаторы варварски срезали двигатели и оборудование, содержащие драгоценные и цветные металлы.



Учебный аэродром и аэродром ГВФ в годы войны составляли единое целое. Авиаремонтные мастерские (ныне завод 403 ГА) являлись подразделением ИВШАМ и подчинялись ее начальнику. Неисправная техника, которая прибывала с фронта, восстанавливалась силами авиаремонтных мастерских, УПМ и учебного аэродрома. Необходимое количество самолетов оставалось на УКА для обучения курсантов, остальные «облетывались» (рулежные дорожки шли прямо от цехов мастерских в сторону Ангары) и уходили на фронт. И летное поле аэродрома ГВФ плавно переходило в поле учебного аэродрома, на стоянках которого не прекращались занятия.

6.



7. Миль Ми-6А - советский тяжёлый многоцелевой вертолёт. С этим вертолётом связана одна история, произошедшая в Азии. В жару экипаж заприметил озеро, после чего выгрузился к воде. Но облегчённый транспорт приподнялся и вернуться обратно в него не было никакой возможности. Так экипаж продолжал наблюдать за кружащей надо озером машиной, пока не кончилось топливо и вертолёт не опустился в воду.



В среднем училище с началом изучения реактивной техники на самолетном двигательном и эксплуатационном циклах разрабатывались и создавались новые стенды и установки. Все элементы этих конструкций изготавливались в УПМ. Новой техникой в первую очередь укомплектовывались боевые полки. Первыми поступили в училище МиГ-9 и Як-15.Непростой задачей стало изучить эксплуатацию двигателей, не имея самолетов, на которые они устанавливаются (самолеты Миг-15 и Пл-28). Решили установить новые двигатели на имеющиеся самолеты, сняв с них родные поршневые двигатели. Так возникли тренажеры, названные «гибридами». Тренажеры для самолетов МиГ-15 (двигатель РА 45 Ф) и Пл-28 (двигатель ВК-1А) были изготовлены в большом количестве. Их делали на базе самолетов Аи-2, Ту-2, Пл-10. Были и тренажеры-станки (двигатели на стапеле, закрепленном на бетонном основании, без привязки к самолету). Па них отрабатывался запуск и поиск неисправностей. В дальнейшем станки-тренажеры создавали для учебного аэродрома по всем изучаемым типам двигателей, опыт создания «гибридов» пригодился.

8. Су-27 - многоцелевой высокоманёвренный всепогодный истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.



9.



Конструктивно тренажеры могли выполняться по-разному. Это мог быть старый самолет с установленными на нем новыми двигателями кабина одного самолета и установленные рядом на стапелях двигатели другого самолета: так из кабины Пл-28 запускали двигатели ВА-7М (самолета Ту-22). Аля гонки двигателей Ан-12 смонтировали на стапеле полностью крыло самолета с двигателями и воздушными винтами АВ-68В. Местные остряки окрестили этот тренажер «драконом». Тренажер Ту-16 включал кабину Ту-16 и два отдельно стоящих двигателя РА-ЗМ-500. А топливо в двигатели подавалось из баков стоящего рядом Ил-28. В 1955-56 годы на учебном аэродроме были выстроены два солидных объекта, разгрузивших комендантское здание: появилось здание ТЭЧ и СМГ (слесарно-механическая группы). В апреле 1956 года инспекция Главкома ВВС в числе образцовых назвала все лаборатории и классы ТЭЧ. Стоянки аэродрома покрыли железными плитами, а под колеса шасси самолетов залили бетонные площадки. Выстроена зарядно-аккумуляторная станция.

10.



11.



В 1945 году место на основном аэродроме заняли «Пе» и Ил-2 - в войну они стояли в поле в 2 км от комендантского здания. В 1949 прекратил свое существование полевой аэродром в районе летних лагерей: «на базу» вернулась эскадрилья истребителей. С начала пятидесятых годов на учебном аэродроме проводилось занятие в форме эксплуатационного тактического учения. В конце 50-х годов на учебном аэродроме училища стояла - и изучалась - авиационная техника, представленная и ИA, и ФБА, и ЛА, и ВТА: училище еще не определилось со специализацией. Так получилось, что именно самолеты определяли границы училища, и когда самолеты убирали, территория тут же сокращалась. В начале 60-х, когда училище закончило обучение курсантов на самолетах Мл-28, вся эскадрилья (10 самолетов) была отбуксирована к месту последней стоянки. Площадку их прежнего базирования сразу занял аэропорт ГВФ - под самолеты местных воздушных линий.

12.



13.



В 60-е годы определились с базовыми самолетами: Ту-16 (позднее - Ту-22) и Ан-12. Эксплуатационный цикл в который организационно входил учебный аэродром, был сформирован, с целью приближения к реальности будущей службы выпускников, как смешанный авиационный полк. Четыре «боевых» эскадрильи и ТЭЧ. Функции ОБАТО выполняла группа обеспечения (склады 1 СМ, вооружения, запчастей, а также АЗС и автопарк спецавтотехники). В отдельные годы к полку были «привязаны»: звено высотных разведчиков на Як-28 и расположенная в ангаре особого режима группа фронтовых крылатых ракет. В начале 70-х авиационные эскадрильи включали: 1 - два Ан-12 и отряд противолодочной авиации на базе Ил-38; 2 - два Ан-12 и отряд Ан-24; 3 - пять Ту-16. Самолеты были различных модификаций: разведчик, носитель крылатых ракет, танкер, постановщик помех и носитель спецракеты; 4 - два Ту-22. Один из них - Ту-22 нулевой серии, переходный вариант от Ту-16. Выла еще и 5 эскадрилья, объединявшая много авиаспециалистов по АО, АВ и РЭО, закрепленных за разными типами самолетов.

14. Ан-24 - турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости.



15.



Эксплуатационный цикл был основным подразделением, где отрабатывали и закрепляли практические навыки курсантов после двух лет теоретических занятий. Третий курс, выпускной, был отдан практике: неделя аудиторной подготовки, неделя - на самолете, где поэлементно «прощупывалась» каждая система. Обучение вели в объеме 640 часов плюс 40-дневная войсковая стажировка. Выпускники Иркутского ВАТУ ценились у командиров воинских частей как наиболее грамотные, подготовленные специалисты.

16.



17. Склад вооружения.



До 1980 года в здании ТЭЧ размещались лаборатории эксплуатационного цикла по Ан-12 (АО - практика), по Ту-16 и Ту-22 (СА, АО), цеха шасси, РЭО, АВ. В комендантском здании - классы по Ан-24, по Ан-12 (АО - тренажеры и стенды), классы по Ан-12 и Мл-38 (СА), класс по Ту-22 (СА). Здесь же, в компашке с балконом на втором этаже, размещались дежурный по У А и АСП. Вновь создаваемая кафедра 26 готовилась разместиться в комендантском здании, но его еще предстояло освободить.

18.



19.



В 1980 ТЭЧ была перестроена полностью. Передвигали стены, переносили двери, строили дополнительные лаборатории. Были надстроены стены и подняты потолки в лаборатории по южной стороне здания. По завершении перестройки - паркет, декоративные потолки, все под лак. В УПМ приготовили стенды под КПА и съемное оборудование, рабочие места. При разработке проекта и конструкции рабочих мест всех лабораторий и инструментальной была заложена возможность сворачивания их «по тревоге» и перебазирование на запасной аэродром (аэромобильный вариант). Лаборатории были исполнены на высоком техническом и эстетическом уровне, они позволяли в полном объеме выполнять регламентные работы на самолете МиГ-23. Отдел АТО своевременно обеспечивал учебный аэродром необходимыми КПА, оборудованием, приборами и системами, и все это сразу же занимало свои места в лабораториях. Зарядно-аккумуляторная станция тоже была реконструирована в рекордные фоки. Кирпичные стены сносили, возводили, облицовывали плиткой, строили стеллажи, прокладывали вентиляционные короба, ремонтировали мягкую кровлю. Были изготовлены металлические шкафы для хранения аккумуляторов СЦС, установлена сигнализация.

20.



21. Миль Ми-24 - транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля.



По итогам 1985 года учебный аэродром стал отличным подразделением. Для подразделения, в составе которого около 30 солдат срочной службы, это было сложно. Осуществлялась подготовка и проведение занятий, ремонт авиационной и автотехники, строительство объектов УА, ремонт казармы. Сделано было немало: пристрой к лаборатории АРРАА - теперь любой двигатель мог быть установлен в лаборатории, смонтирован бетонный забор с южной, юго-западной и юго-восточной стороны аэродрома, установлены и подключены опоры освещения вдоль всех стоянок самолетов, построен КПП и огражден аэродром со стороны училища, возведена котельная и хранилище-ангар для съемного вооружения самолетов.

22.



23. Ту-22 - советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик конструкции КБ Туполева, предназначался для замены бомбардировщика Ту-16.



В 1987 году состоялся переход училища на новые программы обучения, по каждой дисциплине предусматривалось проведение занятий непосредственно на авиационной технике. Техника шла в училище все более сложная: самолеты четвертого поколения. Штат эскадрилий (с некоторыми изменениями) лег в основу штатов кафедр 11 и 26: там оказались преподаватели, инструкторы и техники, и туда же выходят на занятия курсанты. А аэродром стал представлять собой несколько расширенный штат бывшей ТЭЧ. Но на него легла ответственность и за самолеты, и собственно ТЭЧ, и стоянки, и автопарк (по числу машин превышающий автопарк училища). К концу 1987 года все три стоянки (ВТА, ЛА и ФА) были забетонированы. Началось строительство ангаро-лабораторного комплекса. Для лабораторий УПМ готовит стенды, рабочие места, стеллажи. Первоначально ориентировали лаборатории на изделие Т-10 (Су-27). Однако учебные программы трех факультетов потребовали создания широкого спектра рабочих мест, стендов и установок - как универсальных, так и специальных.

24.



25. Ту-22М (изделие «45») - дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.



26. Здание Технико-Эксплуатационной Части (ТЭЧ), где располагалась лаборатория эксплуатационного цикла. Хорошо видно слова П.С. Кутахова, главкома ВВС.



Идея создать на базе расформированного ИВВАИУ музей авиации к 350-летию Иркутска появилась осенью 2009 года. Тогда отправлять в Воронеж технику, которая больше 50 лет из разных городов слеталась на учебный аэродром училища, оказалось затратно и ненужно. Удастся ли хоть таким образом сохранить память об одном из старейших военных училищ страны, сейчас неизвестно. В нашем музее авиатехники могло быть двадцать четыре машины, почти все прилетели в Иркутск своим ходом. Как рассказали бывшие работники аэродрома, из всей техники станут экспонатами музея десяток образцов. Одни самолёты отправили в утиль, чтобы они не повторялись в экспозиции. Другие не успели спасти. Когда началось расформирование, большую часть собранной за полвека лучшей в стране боевой техники решили уничтожить. Поэтому утилизаторы варварски срезали двигатели и оборудование, содержащие драгоценные и цветные металлы. Когда не могли добраться до нужных приборов, бесцеремонно отрубали всё, что мешало. Для сравнения, если бы приборы снимались с целью сохранить машину для выставки, на каждый самолёт уходило бы не меньше месяца. И если через несколько лет посетитель будущего музея спросит, почему он не увидел в Иркутске знаменитый МиГ-29, вот ответ на его вопрос.

27.



28.



29. Ил-76 - тяжёлый военно-транспортный самолёт, разработанный ОКБ Ильюшина. Транспортные «Илы» сперва садились в Иркутском аэропорту. Затем огромный самолет своим «ходом» ехал по улице Ширямова до аэродрома училища. Подобные маневры можно было проводить только зимой, потому что летом дорожный асфальт бы не выдержал веса самолета. Для переезда замыкали и снимали троллейбусные провода и перекрывали трассу.



30. Ил-76МД (модернизированный дальний) - модифицированная версия Ил-76М с усиленной конструкцией планера и шасси. В отличие от своего старшего собрата ещё не сел на хвост из-за отсутствия ухода за самолетами.



Уникальный ИЛ-76 МД удалось спасти чудом. Такой самолёт, возможно, сегодня не имеет равных в своём классе в стране, этот буквально рукотворный борт когда-то базировался на Кубе. Там он использовался для радиоэлектронной борьбы, боевая машина «глушила» радио и телесигналы. Самолёт-постановщик помех в своё время пытались забрать в Жуковский, но иркутянам удалось его отстоять. Теперь бывалой машине повезло во второй раз: о решении создать музей стало известно как раз в тот момент, когда утилизаторы снимали с неё первый двигатель… Российские города, где есть первая модификация ТУ-22 и ТУ-22М, можно пересчитать по пальцам. Судьба этих самолётов дальней авиации в Иркутске сейчас под вопросом. Специалисты считают, что не сохранить в городе экспонат, который сегодня можно увидеть только в Рязани, Жуковском и Монино, для города и горожан - колоссальная потеря. Как и потеря СУ-17, редкий экземпляр которого ещё хранится на аэродроме. К счастью, пока в хорошем, «музейном» состоянии. Когда училище уже расформировывали, техника со всей страны ещё приходила. Например, из Комсомольска-на-Амуре прилетел СУ-27 в поисках последнего пристанища.

31. Миг-29 (слева) и Су-17 (справа) - советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов.



Почему начали резать самолёты? Министерство обороны якобы выставило технику на аукцион, о результатах которого должна была написать «Красная звезда». На деле этого не произошло. Неизвестная фирма купила самолёты на металлолом. Никаких официальных постановлений не было, и машины начали резать по звонку. В апреле наша инициативная группа составила ходатайство к прежнему губернатору области, но отдать довелось только Дмитрию Мезенцеву. После его встречи с министром обороны было принято решение запретить резать самолёты. В середине января в Москву отправили письмо с подписью губернатора. Теперь мы просто ждём разрешения, чтобы получить самолёты в свою собственность. Вопрос с хозяином музея тоже пока решается: вероятно, собрание техники примет под крыло аэропорт Иркутск.

32.



Спасибо за внимание, продолжение следует. Историческая справка взята из книги «Традициям верны», так же использовался текст из статьи газеты «Аргументы и Фаткы».

Музыка: Audiomachine - Illuminati

ИВАТУ: «Родина, сложившая крылья»
Часть 2 | Часть 3 | Часть 4
Tags: avia, urbex, авиация, аэродром, ввс, ивату, ивваиу, истребитель, миг, училище
Subscribe

Posts from This Journal “ивату” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments