anthrax_urbex (anthrax_urbex) wrote,
anthrax_urbex
anthrax_urbex

Categories:

ИВАТУ: «Родина, сложившая крылья» Часть 1



В Октябрьском районе города Иркутска, на улице Советская каждое утро можно увидеть шагающих по дороге людей. Молодых и не очень, стариков, женщин и мужчин любого возраста. С первыми утренними лучами они идут по своим делам, на работу, учёбу или просто в магазин за булкой хлеба. Не выпуская из виду мокрый асфальт под ногами, все они погружены в свои мысли. Молодёжь планирует свой день, когда закончатся уроки, родители ведут детей в сад. Редко кто из них посмотрит в сторону не местного прохожего, вроде меня. Но самый тяжёлый взгляд можно ощутить на себе, увидев пожилого человека. На лице любого старика здесь читается грусть и тоска. Боль и безвыходность. Почему?

Постараюсь ответить на этот вопрос, описав это место в наши дни и погрузиться глубже в его историю. Люди проходят через давно брошенное, ни кем не охраняемое здание КПП и следуют к остановке. Они знают, что всем им в конце дня придётся вернуться назад в свои дома. Конечно, молодому поколению не придёт в голову мысль о том, в каком месте находится их уютная новостройка. Однако многие взрослые люди вынуждены вернуться в своё общежитие, в котором их разместило заботливое государство.

Музыка: Audiomachine - Illuminati

1. Лепнина на торце здания КПП. Звезда, молот и серп. Всё как положено, но сейчас выглядит не так помпезно, как этого хотели наши праотцы.



2. Сразу напротив КПП можно увидеть остановку с большими жёлтыми буквами «Городок ИВАТУ». До 20 июня 2012 года она называлась «Типография».



3. За закрытыми воротами, скалится зубастая пасть Фронтового истребителя МиГ-29 (изделие «9-12»). Установлен в честь 75-летия со дня образования Иркутского высшего военного авиационного инженерного ордена Красной звезды училища. Установленный здесь самолет выпущен в 1985 году. Он входил в боевой состав 53 истребительного авиационного полка (Шяуляй), 404 истребительного авиационного полка (Орловка) и 120 истребительного авиационного полка (Домна).



Здесь, где когда-то кипела жизнь одного из крупнейших военных вузов страны сейчас тоска и запустение. Военный городок, размером с микрорайон, носит много имён: ВШАТ, ИВАТУ, ИВШАМ, ИВВАИУ, ИВВАИИ. Военное учебное заведение, существовавшее с 1931 года, осуществляло подготовку инженеров и техников для Военно-воздушных сил СССР и Военно-воздушных сил Российской Федерации.

4. Советская улица. Территория городка занимает 112 гектаров, на ней расположено более 60 зданий и сооружений различного предназначения: учебные корпуса, несколько столовых, банно-прачечный комбинат, общежития и другие постройки.



С 1929 года началась подготовка зданий бывшего кадетского корпуса и военного пехотного училища царской армии для размещения авиационно-технической школы. 1 мая 1931 приказом по ВВС РККА школа получила наименование - 4-я военная школа авиационных техников (ВШАТ). Начальником ее был комиссар И. И. Михайлов. Занятия начались в январе 1932, а в октябре состоялся выпуск 94 авиационных техников.

5.



Становление школы проходило в трудных условиях. Не хватало преподавателей и учебных пособий, не было оборудованных для занятий учебных помещений, отсутствовало электричество. Поэтому личный состав школы учился и строил. Восстанавливались здания, оборудовался учебный аэродром, аудитории, мастерские, лаборатории, казармы. Приказом Народного комиссара обороны 13 мая 1938 ВШАТ была преобразована в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ). В 1940 училище сделало пять ускоренных внеочередных выпусков.

6.



В годы Великой Отечественной войны весь учебный процесс был перестроен в соответствии с требованиями военного времени. Училище было преобразовано в Иркутскую военную школу авиационных механиков (ИВШАМ). Была введена сокращенная программа обучения, резко увеличивался набор курсантов, расширялся объем учебного времени. В 1941–1945 школа готовила авиационных механиков на бомбардировщики Ту-2, штурмовики Ил-2 и Ил-10, истребители Ла-5, Ла-7 и Як-3.

7.



Всю войну группы курсантов работали на оборонных предприятиях Иркутска: авиационном, патронном, заводе тяжелого машиностроения. 77 самолетов и 299 двигателей отремонтировали они за годы войны. По приказу командования в 1942 направляются на фронт два полнокровных подразделения курсантов под командованием командиров батальона майоров Г. А. Павлова и В. И. Самодая под Сталинград, а позднее участвовали в разгроме японской Квантунской армии. Преподаватели, инструкторы и курсанты отремонтировали для фронта 77 самолетов и 290 моторов. Выпускники училища в эти суровые годы проявили себя как подлинные патриоты Родины и хорошие специалисты своего дела.

8.



В. Г. Киселев - обслуживал самолет, на котором совершал свои подвиги трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. А. А. Власевский - воевал в составе авиационного полка «Нормандия-Неман», обслуживая самолет будущего генерала ВВС Франции Пьера Пуйяда. В. Ф. Цветков - готовил к бою самолет И-16 Героя Советского Союза В. Талалихина, на котором был совершен первый в истории авиации ночной таран в небе Москвы с 6 на 7 августа 1941. С. И. Озеркова - закончила войну в Германии старшим инженером женского авиационного полка в звании полковника. 14 выпускников училища были удостоены звания Героя Советского Союза. Подполковнику в отставке Виктору Петровичу Зубову в год 50-летия Победы за боевые заслуги в годы войны присвоено звание Героя Российской Федерации.

9. За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для вооруженных сил и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 училище было награждено орденом Красной Звезды.



10. Второй памятник - МиГ-21бис (изделие «75»). Самолет был установлен в 1991 году в честь 60-летия со дня образования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища. Этот аппарат - последняя серийная модификация самолета МиГ-21 с двигателем Р-25-300. Он выпускался с 1972 по 1974 годы и находился на вооружении ВВС до середины 80-х годов ХХ века.



11. Этот самолет был выпущен в 1973 году и входил в боевой состав 246 иад 23 ВА (в/ч 22800, гарнизон Миниту, Монголия). В 1989 году он был передан Иркутскому ВВАИУ и использовался на учебном аэродроме для практического обучения курсантов.



10 января 1949 школа авиамехаников вновь преобразуется в ИВАТУ. В мае 1949 состоялся первый послевоенный выпуск офицеров, младших техников-лейтенантов, прошедших ускоренный курс по подготовке специалистов на реактивную технику. В 1949-1975 училище представляло собой самое крупное в ВВС среднее авиационно-техническое учебное заведение. В 1953 срок обучения увеличился до трех лет. В начале 1950-х училище получило первые реактивные самолеты Су-9, Су-15, Ил-28 и Миг-15, позже - Ту-16.

12.



В 1973 ИВАТУ преобразовано в Высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ) с пятилетним сроком обучения. Первый набор произведен в 1975. Первоначально подготовка инженеров для ВВС проводилась на единственном факультете летательных аппаратов. За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для вооруженных сил и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 училище было награждено орденом Красной Звезды.

13.



В 1975 был осуществлен первый набор курсантов на факультет пилотируемых летательных аппаратов, а в 1976 на факультет оборудования пилотируемых аппаратов. В 1976 сформирован факультет авиационного оборудования, в 1987 - авиационного радиоэлектронного оборудования, в 1992 - авиационного вооружения.

14.



Наряду с подготовкой авиационных инженеров и техников на самолеты с начала войны в Афганистане в училище стали готовить инженеров для вертолетных частей. В 1998 ИВВАИУ преобразовано в Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВВАИИ) - полнопрофильное военное авиационное учебное заведение. С 2005 - вновь становится инженерным училищем. В 2008 году было принято решение о присоединении ИВВАИУ к Воронежскому военному авиационному университету, а в 2009 ИВВАИУ прекратило свое существование, как учебное заведение. Сотни гражданских и военных сотрудников училища лишились своей работы.

15.




С момента расформирования части прошло вот уже четыре года. В годы запустения, мародёрства и упадка в военном городке располагалась 24-я отдельная бригада Специального Назначения ГРУ ГШ ВС РФ, прибывшая из Бурятии. Они заняли только часть заброшенных зданий и могли осуществить охрану других объектов военного городка, но в последствии многие из спецназовцев сами же стали распиливать училище на части. В этом им помогали и местные мародёры. После ликвидации ИВВАИУ вполне официально разрезали на металлолом две уникальные, единственные в России, установки для шумогашения исследуемых в учебном процессе авиационных двигателей. За солдатами замечали и другие случаи вывоза ценного имущества. Практически все это проводилось на виду у жителей городка. Звучит довольно дико.

16. Главный вход в учебные корпуса факультетов СиД, АО, РЭО.



17. Образец техники, расположенный перед учебным корпусом - самолет МиГ-23М. На постаменте когда-то была доска с текстом: «Самолет установлен в 1995 году в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Самолет МиГ-23М (изделие «2М») – самая массовая серийная модификация фронтового истребителя МиГ-23 с двигателем Р-29-300. Выпускался с 1972 по 1976 годы и находился на вооружении ВВС до конца 80-х годов.



18. С 1988 года этот самолёт использовался в Иркутском авиационно-техническом училище Гражданской Авиации в качестве учебного пособия для подготовки офицеров запаса. В 1992 году самолет был передан Иркутскому ВВАИУ и использовался на учебном аэродроме для практического обучения курсантов.



Спецназ перебазировался в Новосибирск, но кое-какая охрана всё же присматривает за учебным аэродромом, а солдат можно увидеть на улицах городка. К большому сожалению, без поддержки министерства обороны, городской и областной администрации, жилой район ИВВАИУ и объекты инфраструктуры училища лишились всякой защиты и материальной поддержки. Упадок уникального городского района идет пугающими темпами. И исправить ситуацию теперь может только волевое политическое решение.

19.



20. Задворки училища. Следы собак на снегу, тишина и заколоченные окна-двери.



21. Один из жилых домов времён царской постройки. Как и учебные корпуса и казармы ИВВАИУ они являются историческим памятником регионального значения. Капитальные кирпичные здания построены еще до революции для создаваемого в Иркутске юнкерского и кадетского училища.



22. Новое над старым.



23. Скульптура лебедя возле одного из подъездов напротив детского сада.



Многие воспитанники и работники училища не смогли отсюда уехать, они по сей день живут и наблюдают ужасающую картину того, как разрушается их маленький островок Родины, в которую было вложено не мало сил и средств. Вопрос здесь даже не в этих корпусах. Если в городе есть отопление, то здесь его нет. Во дворах и на большинстве улиц фонари не горят, дороги не посыпаны. Темнота, гололед, неубранный снег. Обиднее всего то, что когда возникают проблемы, гражданские власти сразу ссылаются на то, что территория городка не относится к городу Иркутску.

24. Ещё один вариант жилья здесь, советской постройки.



В то время, как военные бросили не только здания, но и людей - пожилые офицеры, не получившие от государства нового жилья - принципиально не покидают своих домов. Опытные кадры не оставили городок и отказались ехать на новое место службы в Воронеж. Сам приказ о ликвидации учебного заведения офицеры приняли как личное предательство.

25. Вид в сторону склада с боеприпасами.



Многие офицеры приняли такое решение, полагая, что офицер, потерявший веру в службу и Родину, которой он служил, имеет только единственный выход - подать рапорт об увольнении, это был честный шаг с их стороны. Непросто понять, что сейчас творится на душе у оставшихся здесь специалистов. Потеря веры в государство и армию, утрата дела, которому они отдали много лет. Эти люди ехали сюда служить по зову армейского начальства. И на их же глазах стремительно рушится самое дорогое в жизни - работа и городок, ставший для многих второй Родиной.

26. Запертая пожарная часть.



Каждый из офицеров несет персональную трагедию в себе. Расформирование ИВВАИУ нанесло удар по каждой семье, проживающей в городке. Ведь в учебный процесс авиационного училища были вовлечены почти все его жители.

27. Склад неприкосновенного запаса. НЗ - трогать «Н»ель«З»я. Когда-то здесь стояли рядами 256-е Кразы с кунгами, но теперь лишь мелькают трещины окопов в земле, заросшей бурьяном.



Кадры здесь создавались многие годы, это достаточно сложный процесс. Представьте: приехал сюда молодой специалист, немного поработал, затем уехал в Москву и не вернулся. Поэтому в Сибири офицеров старались, так сказать, «привязать к земле». Чтобы на месте службы они обзавелись семьей, детьми, проросли в этом месте корнями.

28.



В огромном сером общежитии остаются ждать чуда бывшие гражданские работники ИВВАИУ, не успевшие получить до расформирования училища отдельные квартиры. И уже вряд ли получат. Теперь все «корни» больше не нужны военному ведомству. Специалисты, осевшие здесь, чтобы растить будущих военных инженеров и техников, стали заложниками своей чести и совести. Старик заметил, как я делаю снимки и не смог сдержать чувств: «Я вам не мужчина, я этому училищу жизнь отдал!»

29.



В результате реформирования ИВВАИУ без работы осталось порядка 800 человек. Интересно, что, несмотря на отсутствие курсантов, с января по июнь сотрудники и педагоги по-прежнему ходили на работу и исправно получали зарплату. Извещение о сокращении получили только в мае. Ежегодно ряды курсантов пополняли сотни новичков. И на фоне прочих иркутских вузов ИВВАИУ служил прекрасной альтернативой тем, кому не по карману учеба в престижных колледжах и университетах. В авиационное училище поступали ребята из Бурятии, Читинской области, Дальнего Востока.

30.



Немаловажным остаётся вопрос: зачем принимать решения, нецелесообразность которых, кажется, очевидна? Неужели высшее военное руководство не в силах просчитать возможные последствия? По заявлению руководства Минобороны, решение о присоединении ИВВАИУ к Воронежскому университету было принято в рамках реформы военного образования, направленной на сокращение числа системообразующих вузов. Возникает мысль, что ликвидация ИВВАИУ вписывается в заданную концепцию реформы. Вопрос лишь в истинных целях столь масштабных преобразований.

31. Овощехранилища - приюты для бездомных собак.



Это можно было бы списать на глупость, если бы не планомерное, целенаправленное разрушение системы военного образования. Другими целями реформу не объяснить. Даже по теории вероятности столько глупостей по ошибке совершить нельзя. Самый простой способ уничтожить вуз - переместить его с места на место. Материально-техническая база, профессорско-преподавательский состав, научные разработки - все нужно начинать с нуля. На бумаге - присоединение, по факту - полное разрушение.

32. «Закрытый» путь к территории казарм.



Аналогичные преобразования коснулись Тамбовского и Ставропольского военных училищ, легендарной Академии имени Жуковского. В итоге за Уралом сегодня вообще не осталось ни одного военного вуза. Ни одного! Последними были наше ИВВАИУ, училище связи в Кемерово и морское во Владивостоке. Кому подобные преобразования могут быть выгодны, как не нашим друзьям-американцам? Мир сегодня стремится к кнопочной войне: нажал - и твой противник уничтожен. А ВВС на сегодняшний день - наиболее мобильные, дистанционные силы.

33. Один из входов в столовую.



В городке ИВВАИУ больше нет государства. Разгул безнаказанного мародерства происходит практически в центре Иркутска. До последнего не хочется грешить на руководство страны, но поводы для критики слишком очевидные.

34. Казармы.



35.



36. Сразу за казармами, возле плаца № 1 расположен самолет МиГ-23М. На постаменте была доска с текстом: «Самолет установлен в 1994 году в честь 120-летия со дня образования Иркутского военного училища. Самолет МиГ-23М (изделие «2М») - самая массовая серийная модификация фронтового истребителя МиГ-23 с двигателем Р-29-300. Выпускался с 1972 по 1976 годы и находился на вооружении ВВС до конца 80-х годов. Всего было выпущено 4278 МиГ-23М.



За время существования в ИВВАИУ было подготовлено свыше 60 тысяч авиационных специалистов. Среди выпускников 16 генералов, десятки докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, руководители инженерно-авиационной службы ВВС. О случившемся в ИВАТУ уже написано и сказано не мало. Огромные полезные площади еще можно применить на пользу граждан. При небольших вложениях брошенные здания училища - это практически готовые детские сады, школы, больницы, спортивные объекты. Здесь не нужна серьезная перепланировка - дореволюционные здания возводили на совесть… До сих пор ползут слухи о создании здесь суворовского училища и превращении Аэродрома в музей, но мне кажется им так и не суждено сбыться...

Спасибо за внимание, продолжение следует. В тексте использовался материал с irk.ru, irkipedia.ru, ivatushniki.ru, ivvaiu.ru, газеты «СМ Номер один» и «Аргументы и Факты».

Музыка: Audiomachine - Illuminati

ИВАТУ: «Родина, сложившая крылья»
Часть 1 | Часть 2
Tags: urbex, авиация, ввс, ивату, ивваиу, инженер, институт, училище
Subscribe

Posts from This Journal “ивату” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments