anthrax_urbex (anthrax_urbex) wrote,
anthrax_urbex
anthrax_urbex

Categories:

Назад в СССР ☭ Улан-Удэ Часть 2



Продолжаем знакомиться с историей, архитектурой и культурой Улан-Удэ, в обзоре Железнодорожный и Октябрьский районы, а также окраины, с их советскими артефактами. Еще больше эстетики, еще больше памятников Ленину, руфинга и мозаик.


1. В прошлый раз мы остановились на Железнодорожном районе и его советских артефактах.



2. Идентичность городу придают такие мелочи, как этот орнамент на ограждениях крыши, в котором сразу угадываются национальные мотивы.



3. И такие узоры на панелях жилых домов.



4. Другие необычные элементы жилой застройки.



5. Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова. На переднем плане своеобразный фонтан, позади него на территории академии установлен памятник воинам, павшим в Великой Отечественной войне.



6. Слева – памятник студенческому хвосту. Собака ссыт, студент об лавку ноги вытирает. Такой «подарок» преподнесла мэрия к юбилею академии.



7. На территории академии есть еще две скульптуры и бюст. Ленин и Маркс в представлении не нуждаются, а вот большая круглая голова посередине – это памятник В.Р. Филиппову – политику, а по совместительству и одному из директоров академии.



8. Памятник «Воинам Бурятии», павшим смертью героев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Установлен в честь 25-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Авторы-скульпторы – А.И. Тимин и В.Г. Бельгаев.



9. Мозаичное панно на торце жилого дома по Октябрьской, 12. Под мозаикой уже успели разукрасить стену, возможно, это связано с тем, что рядом находится детский сад. Во дворе дома играли дети, они не смогли мне объяснить, где в городе есть еще что-то подобное. Я всегда стараюсь спрашивать прохожих, указывая им на артефакт, – нет ли поблизости еще чего-то такого же? Иногда это помогает в поиске.



10. Мы перемещаемся в самое атмосферное советское место Улан-Удэ, которое находится в районе социалистического города ПВРЗ. Его строительство наряду с паровозоремонтным заводом началось в 1932 году. Здесь, на проезде Бальбурова, находится площадь Славы, где возведен Мемориал памяти работникам ЛВРЗ, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Позади него возвышается монументальный фонтан, тротуар перед которым украшен мозаичной композицией. От площади на гору поднимается большая каскадная лестница, где прохожих встречает памятник Ленину, позади которого находится Городской культурный центр. Возвышаясь над общественным центром и самим поселком, он находится в плачевном состоянии, территория вокруг пребывает в запустении. Отсюда открывается панорамный вид на весь город и окрестности. Строительство жилых кварталов в Улан-Удэ начиналось в краткий период существования стилистики 1932-1936 годов, условно определяемой как «постконструктивизм».



11. Стоит уточнить, что ПВРЗ (паровозовагоноремонтный завод) – современный ЛВРЗ (локомотивовагоноремонтный завод), который неоднократно менял название. В 1920-1930-х годах в советском молодом государстве складывается непростая ситуация с нехваткой жилья в крупных населенных пунктах. В это же время архитекторы в дискуссиях о формировании облика советского города в эпоху индустриализации пришли к варианту строительства «соцгородов» – жилых кварталов со встроенной в них развитой инфраструктурой. Их строительство планировалось вокруг крупных советских предприятий. В краткий период существования стилистики постконструктивизма в Улан-Удэ начинается строительство жилых кварталов. В этот период были построены соцгородок ПВРЗ и жилые кварталы в других районах города. Также свои соцгородки были построены вокруг стеклозавода и мясокомбината.



12.



13. Площадь Славы. Мемориал памяти работникам ЛВРЗ, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. 8 мая 1970 года коллектив завода ЛВРЗ установил памятный мемориал своим рабочим, погибшим на фронтах в годы войны. На прямоугольных пилонах перечислены 400 имен воинов, укреплены таблицы с Указами Президиума Верховного Совета СССР о присвоении званий Героев Советского Союза С.Н. Орешкову и И.А. Ванарину.



14. 8 мая 1975 года между пилонами установлена скульптура воина со знаменем в руках.



15. На площади перед фонтаном выложена композиция из плитки. На момент написания материала площадь уже реконструировали в рамках программы «Формирование современной городской среды». Как она выглядит сейчас я не знаю, сложно судить по фотографиям из сети.



16. Сейчас на месте этого фонтана установлен новый, в виде пятиконечной звезды. Перед ним здесь также разместили новый памятник труженикам тыла и детям войны. Скульптурную композицию изготовили в Москве. Автор проекта – А. Чебоненко.



17. Памятник Ленину у Городского культурного центра, который сейчас законсервирован. Дворец построен в 1934-1938 годах по проекту архитекторов П.Т. Фабристова и Н.А. Шматько на базе Дворца культуры и техники ЛВРЗ. Являясь элементом архитектуры общественного центра, дворец сохраняет несомненную самостоятельность и в то же время развивает ансамбль площади в пространстве. Монументальная, в 140 ступеней, лестница подчеркивает общественную значимость здания и обеспечивает органическую связь его архитектуры с природным окружением. Последнему способствует также разделенная пространственная структура дворца из двух самостоятельных частей: театральной и клубной, соединенных переходом-галереей.



18. Зритель, стоящий на террасе Дворца, ощущает некоторую оптическую замкнутость пространства по линии парапетов площадки, и вместе с тем перед ним открывается панорама поселка, города и его живописных окрестностей. Четкость структуры плана и объемно-пространственной композиции Дворца, выражающая функциональное назначение его частей, является следствием влияния ряда образцов советских клубных зданий начала 1930-х годов. Но смена направлений и вкусов, произошедшая за время строительства, нашла отражение в архитектуре его фасадов. Они получили дополнительную обработку в виде очень плоскостной декорации из упрощенных ордерных композиций, весьма условно претендующих на связь с архитектурно-конструктивной сущностью здания.



19. Мы находимся на вершине холма, возвышающегося более чем на 30 метров над уровнем ближайших домов. Находясь на этом естественном пьедестале над главной площадью поселка по оси выезда из города, Дворец культуры играет роль доминирующего элемента и кульминационной точки комплекса. Планировочная структура площади, короткого широкого бульвара и монументальной лестницы, ведущих к Жворцу, увязаны с объемно-пространственной композицией здания.



20. Увы, исторический облик площади останется только на фотографиях.



21. Следующее интересное место находится через дорогу от площади, это детский сквер «Радуга». Только посмотрите, сколько здесь скульптур, покрытых мозаикой! Неизвестный автор возвел мозаичные фигурки различных животных, птиц и литературных персонажей. Также есть фонтаны, которые функционируют в летнее время.



22.



23.



24. На заднем плане видно современный детский городок в стиле Московского Кремля. Вырвиглазные цвета, дешевые материалы, да в целом убогий новодел не идет ни в какое сравнение с тем, что построили до него.



25.



26.



27. Если рассматривать фигуры поближе, то видно, что мозаика не такая уж и старая. Кто-то из прохожих мне говорил, что фигуры появились не в советское время, но, когда именно – точно не известно. Я склоняюсь к концу девяностых – началу нулевых.



28.



29. К сожалению, сквер со временем обветшал и стал небезопасен. Городок кое-как держится, мозаика выцвела, крепления на качелях сорваны, в корабле дыры в полу, – играть на такой площадке опасно. В сети много новостей на тему благоустройства этого сквера, но исторической справки о его создании нигде нет.



30. Даже скамейка здесь необычная. Да и урна тоже: в форме колокола, с ручкой для опрокидывания.



31. Парк им. С.Н. Орешкова. Он появился в 1939 году вместе со соцгородом, а имя С.Н Орешкова получил спустя 20 лет.



32. Орешков Сергей Николаевич — командир взвода 124-го гвардейского стрелкового полка 41-й гвардейской стрелковой дивизии 57-й армии Степного фронта, гвардии младший лейтенант. В 1935 году он прибыл на строительство ПВРЗ по путевке комсомола. Работал слесарем в паровозосборочном цехе. 16 августа 1943 года он повторил подвиг А. Матросова – закрыл своим телом амбразуру дзота. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года С.Н. Орешкову было присвоено звание Героя Советского Союза. Бюст установлен в 1967 году.



33. Аллею, соединяющую Заводской проезд и улицу Лимонова, украшают восемь скульптур, олицетворяющих рабочие профессии – колхозница, ученый, спортсменка, сварщик и т.д. Эскизы для данных композиции были разработаны на основании архивных материалов музея ЛВРЗ. Скульптуры появились в рамках реконструкции парка в 2014-2015 годах. У входа в парк установлен, конечно же, – Ленин.



34.



35. Листовка на стенде в парке приурочена к празднованию 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав России.



36. С наступлением ночи я решил покорить Дом радио, отсюда открывается неплохой вид на площадь Советов и здания архитектуры 1930-1950-х годов, которые фактически определили облик центра Улан-Удэ на долгие годы вперед. Площадь Советов сформировалась именно в это время. В прошлой части я упоминал Дом Советов, который вы сейчас видите на заднем плане, но забыл уточнить, что он построен в стиле конструктивизм. Здания эпохи конструктивизма главным образом выделялись строгостью форм и монолитностью. С 30-х годов этому стилю на смену пришел «сталинский ампир». Помимо Дома Советов, к конструктивистским постройкам относятся ТЭЦ-1 с портретом Ленина и главное здание ЛВРЗ (они не попали в объектив моей камеры). Жилая застройка соцгородка этого завода, о которой я рассказывал ранее, относится уже к эпохе постконструктивизма. Эти два стиля разделяют какие-то условные десять лет.



37. А вот и самая большая голова Ленина в мире, как бы следит за площадью в ночи. Памятник Ленину был открыт 5 ноября 1971 года. Авторами проекта являются скульпторы Г.В. Нерода и Ю.Г. Нерода. Архитектурную часть разрабатывали и осуществляли в натуре архитекторы А.Н. Душкин и П.Г. Зильберман. Проект экспонировался в Париже и Монреале. На выставке в Москве, посвященной претворению образа Ленина в живописных, графических и скульптурных работах, авторам присуждена Государственная премия. Скульптурное изображение головы, отлитое из бронзы, установлено на полированном гранитном постаменте. Скульптура опирается на постамент в передней части как бы в одной точке, так как ограничена снизу косым срезом. Высота скульптуры – 7,7 метра, вес – 42 тонны, высота постамента – 6,3 метра. Скульптура отлита на Мытищинском камнерезном заводе и является объектом культурного наследия федерального значения.



38. Зажглась вывеска банка, а лозунг так и остался в темноте. Получается, я вас обманул.



39. Бурятский государственный академический театр оперы и балета – единственный в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Сочетание классической архитектуры с национальными элементами обусловило архитектурно-декоративную отделку здания и его пространственную структуру. Главный вход – в виде большого портала, декорирован двумя колоннами и орнаментированными вставками. Слева и справа на массивных постаментах возвышаются 6 ветвистых канделябров-фонарей. На плоскости портала выделяются три двери с орнаментированными металлическими деталями и окно над ними, обрамленное орнаментом. Барельеф ордена Ленина напоминает о заслугах театра. Над порталом на крыше возвышаются аллегорические фигуры всадников – мужчины и женщины со знаменем, которые олицетворяют новую, возрожденную Бурятию. Автор – народный художник РСФСР А.И. Тимин. В 2000 году началась реконструкция театра, которая продолжалась 6 лет. Торжественное открытие обновленного театра состоялось 24 мая 2011 года.



40. Дом радио представляет собой высокое пятиэтажное здание, на которое пришлось подниматься по внешней лестнице, минуя закрытый двор. Его монументальность впечатляет еще издалека. Наверху расположена большая башня со шпилем и двумя циферблатами. Чтобы забраться на башню с крыши пришлось преодолеть очень шаткую и ненадежную лесенку. На вершину башни я лезть уже не решился – лестница была привязана канатом к шпилю и просто болталась в воздухе. Создавал дом известный архитектор Людвиг Минерт. Родился он на Украине, но в 40-е годы был отправлен в Сибирь для создания железной дороги. Его любовь к стилю «сталинский ампир» становится главной особенностью построенных зданий и достопримечательностью столицы. Дважды в день – в полдень и в шесть вечера – куранты часов, установленных на Доме радио, играют гимн Бурятии.



41. Утро следующего дня, исследуем Октябрьский район. Памятник «Ровесникам, ушедшим в бой», который еще называют «Черный тюльпан», сооружен в 1998 году по инициативе Совета ветеранов Афганистана. Автор проекта – Б.Б. Бадмацыренов. Посвящен воинам Бурятии, погибшим при исполнении интернационального долга в республике Афганистан и во время боевых действий в Чечне.



42. В мемориальный комплекс включены: полураспустившийся бутон лотоса, символизирующий безвременно ушедшие молодые жизни погибших воинов; две мемориальных доски со списками 59 погибших; галереи с портретами погибших, высеченными на мраморных плитах; боевая машина пехоты, установленная на пьедестале в августе 2000 года. 30 июня 2007 года состоялось торжественное открытие сквера «Ровесникам, ушедшим в бой». В июне 2011 года открылся обновленный памятник.



43. Еще одна необычная вентшахта, профдеформация заставляет меня сделать ее снимок.



44. Бульвар Карла Маркса – центр октябрьского района. Здесь находится уже третий театр культурной столицы Бурятии.



45. Государственный русский драматический театр имени Н. А. Бестужева — первый профессиональный театр в Бурятии. В октябре 1928 года Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) посетил «Московский передвижной организационный синтетический театр Международного Красного Стадиона и Осоавиахима СССР» (сокращенно Оргтеатр). Он направлялся с гастролями во Владивосток, где к группе присоединились московские артисты оперетты. В декабре 1928 года Оргтеатр вновь приехал в Верхнеудинск и дал 22 декабря спектакль А. Файко «Человек с портфелем». Здесь театру было предложено остаться в столице Бурят-Монгольской АССР и творческий коллектив принял предложение. Первое здание театра сгорело в 1932 году, труппа уехала из города. На ее замену из Москвы и Ленинграда привезли вторую труппу, которая заняла здание на Ленина, но и оно тоже сгорело (просто артисты, видимо, играли с огоньком). Тогда труппа переехала в здание Восточно-Сибирского института культуры. В 1991 году театр получил имя декабриста Николая Александровича Бестужева. В 2000 году было принято решение о передаче театру здания бывшего кинотеатра «Дружба». В апреле 2007 года на месте кинотеатра началось строительство нового драматического театра и в июле 2009 года театр имени Н. А. Бестужева принял первых гостей — участников Байкальского экономического форума.



46. Избалованный лояльным отношением окружающих к руфингу, я залез на внешнюю лестницу театра и поднялся на свою последнюю крышу в этом городе. Охрана не заставила себя долго ждать: после того, как меня заметили по камерам, за мной следом поднялся сотрудник ГБР, и мы спустились. Далее руководство театра дало команду охране вызывать сотрудников. Первые слова, которые я услышал от одного из них, были: «Ты дол@%!б?», «Ты наркоман?». Учитывая, в какой манере это было сказано, я было растерялся, тем самым подтвердив догадки полицейского. После этого мы отправились в патрульную машину, и пока мы шли, я спросил: «А мы можем на культурном языке пообщаться?» Так и произошло. Сотрудники проверили имей моего телефона, убедились, что он не краденый, в отделении я написал объяснительную. Также, после выяснения всех обстоятельств, я расписался в том, что я не подозреваемый, которого они ищут по ориентировке. К тому времени сотрудник был уж ну очень доволен своей работой, поэтому меня незамедлительно отпустили. Но до всех этих событий я все же успел сделать несколько кадров.



47. Бульвар Карла Маркса.



48. Спальные районы.



49. Красивые невысокие горы вокруг города.



50. В небольшом сквере на остановке «Саяны» стоит памятник «Мэргэн – стрелок из лука», натягивающий тугую (невидимую) тетиву лука. Скульптор – А.М. Миронов. Этот памятник появился в городе в начале нулевых. В городе довольно много скульптур этого автора, давайте рассмотрим их поподробнее.



51. Памятник строителям Улан-Удэ «Зодчие», 2007 год. Он открывает проспект Строителей и символизирует изменения, произошедшие в архитектуре столицы Бурятии. Когда-то на этом месте была тайга, и люди собирали здесь грибы. Сейчас это крупный район города, одним из символов которого стал этот брутальный мужчина, взгромоздивший на плечи многочисленные строения.



52. Скульптурная композиция «Три стихии», 2009 год. Открыта в день празднования Бурятией своего 85-летия. Находится на пересечении улиц Терешковой и Боевой и представляет собой три конные фигуры, устремившиеся в разные стороны. Кони, вставшие на дыбы, демонстрируя свое непокорство, выступают символами трех стихий – земли, огня и воды.



53. Скульптурная композиция «Беркут», 2011 год. Расположена на 13-метровой стеле, внутри транспортного кольца, место характерно для современных памятников Улан-Удэ. Памятник весом 6 тонн выполнен из бронзы. Сегодня беркут – редкая птица, занесена в Красную книгу. Эта скульптура олицетворяет мощь, смелость и долголетие.



54. Скульптурная композиция «Юность Бурятии», 2011 год. Представляет собой фигуру коня и всадника – красивого юноши, который держит в одной руке лук, а в другой – расправившего крылья сокола. Скульптура олицетворяет отвагу, силу, дыхание молодости, жажду деятельности и нежелание стоять на одном месте.



55. Есть в городе памятники и других авторов, например, «Мать Бурятия» за авторством Э. Цыденова. Она была установлена в 2002 году в центре города, но в 2008 году ее перенесли к Селенгинскому мосту. Теперь она находится на пути из аэропорта к центру города и встречает жителей и гостей Улан-Удэ. Скульптура женщины в национальном костюме с традиционным бурятским хадаком в руках – символом добра и гостеприимства. В народе ее называют «Гостеприимная Бурятия».



56. Памятник «Небесный воин», автор – Б. Сундупов, 2008 год. Представляет собой вертикальную стелу, на которой установлена фигура воина с жертвенной чашей в руках. Скульптура выражает идею мирового Древа или Оси, связывающей между собой средний и верхний миры – мир, заселенный людьми и животными, и мир божественный. На вершине этой Оси и пребывает воин, доносящий до божеств-хранителей и священных предков человеческое послание с просьбой даровать благополучие и процветание людям. Высота памятника достигает 15 метров.



57. А теперь взгляните на это здание в стиле советского постмодернизма. Выглядит необычно, и назначение у него необычное. Это не склеп и не морг. Это Центр восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК) института монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБиТ) СО РАН. В 1995 году он был построен как специальное здание с фондохранилищем и рабочими кабинетами исследователей и сотрудников института. Коллектив ЦВРК ведет обширные источниковедческие, текстологические и концептуальные исследования. Сотрудниками были опубликованы каталоги монгольского фонда, изданы переводы и научные описания ценных источников по тибетской медицине, историко-правовым аспектам кочевых государств, религиозным практикам и культам народов Центральной Азии, философии и образовательной системе буддизма. Это — напоминание современникам о богатой и глубокой культуре «темных предков», которые смогли изучить, оценить, адаптировать и развить высочайшие достижения цивилизаций Древней Индии, Китая, Тибета, Ирана. Коллекция тибетских и монгольских рукописей и ксилографов ИМБиТ создавалась на протяжении десятилетий, начиная с 1922 года — времени создания Бурятского Ученого Комитета. Теперь это — одно из крупнейших собраний предметов книжной тибето-монгольской культуры в мире. Фонд является ценнейшей коллекцией памятников письменности, так как содержит обиходные тексты бурятских храмов, духовенства и интеллектуальной элиты, бывшие в активном пользовании буддистов этнической Бурятии в XVIII — начале XX века. Они поступали по мере ликвидации дацанов в 1930-е годы XX века и ухода из жизни буддийского духовенства и старобурятской интеллигенции.



58. Бюст Б.Б. Барадина. Это российский и советский ученый-востоковед, государственный, общественный и литературный деятель, один из создателей бурятской письменности.



59. Дхармачакра, или Дхармашакра, — буддистский символ дхарм и учения Будды о пути к просветлению, освобождению от кармических перерождений в сансаре. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с восемью спицами.



60. А вот один из местных дацанов «Дхарма» на проспекте Строителей. Как видите, его архитектуру уже успели испортить вентфасадом, поэтому я просто прошел мимо. Давайте посмотрим на другой дацан.



61. Мы находимся на Лысой горе, где расположился Дацан «Ринпоче Багша», который открылся в Улан-Удэ в 2004 году. «Ринпоче» на тибетском значит «Драгоценный», а Багша на бурятском значит «Учитель». Предназначение центра «Ринпоче Багша» – это сохранение, развитие и распространение буддизма классической традиции Гелуг. То есть последовательное и осознанное просвещение всех, кто чувствует свою историческую, национальную, духовную близость с буддизмом. Понимание законов мироздания и методов достижения настоящего счастья и благополучия всеми живыми существами, заложенное в Учении Будды, происходит постепенно. Задача центра – помощь всем, идущим по этому пути.



62. Золотые ступы Примирения. В буддизме считается, что ступы являются символом ума Будды и поэтому привносят в наш мир умиротворение. В восточной ступе размещены священные реликвии Будды Шакьямуни. Здесь находится уникальная галерея статуй Богинь долгой жизни. Статуи созданы в Сингапуре из особой, красной «драгоценной» меди, которая упоминается в сутрах. Венчает ступу шпиль, состоящий из восьми дисков, символизирующих восемь типов благородных личностей, и сферы, символизирующей всеведение Будды. С благословения Ело Ринпоче в эту сферу была заложена специально изготовленная статуя Будды Шакьямуни. Наверху, по четырем сторонам, расположены статуи буддийских монахов, символизирующих четырехчастную Общину – Сангху, и то, что в нашем дацане регулярно проводится важнейший из ритуалов – ритуал покаяния монашеской Общины – Соджонг.



63. Западная ступа имеет идентичную форму, с тем лишь различием, что в верхней сфере с благословения Ело Ринпоче находится статуя Чжово Ринпоче – реформатора тибетского буддизма, величайшего Бодхисаттвы, благодаря трудам которого ищущие и сейчас могут соотносить свою практику с Учением и составлять мнение о правильности пути. А по сторонам размещены дакини, делающие подношение Буддам и Бодхисаттвам.



64. В 2005 году на территории храмового комплекса было установлено восемь буддийских ступ – субурганов, в совершенной форме символизирующих природу просветленного ума Будды.



65. А это главный храм-дуган дацана.



66. С момента открытия в дацане «Ринпоче Багша» ежедневно проходят хуралы, можно попасть по предварительной записи на аудиенцию к досточтимому Ело Ринпоче. Также в дацане постоянный прием ведут ламы. Праздничные хуралы проходят в соответствии с лунным календарем. Обычно я не снимаю интерьеры, но в этот раз мне захотелось войти внутрь.



67. В 2004 году в дацане была установлена самая большая в России бронзовая, покрытая сусальным золотом, шестиметровая статуя Будды Шакьямуни. Изготовлена она в Пекине именитым мастером Гу Шиюанем, работы которого хорошо знают в Китае, Гонконге, Таиланде, Японии, Южной Корее.



68.



69. В 2009 году был установлен Колокол Четырех Печатей. Отлитый на заводе под Екатеринбургом, он изготовлен из специальной колокольной бронзы. Его вес составляет 700 килограммов, диаметр основания – 1030 миллиметров, ударный тон – соль мажор. Это первый в России буддийский колокол таких размеров.



70.



71. Культовые барабаны (хурдэ) для выполнения буддистских обрядов.



72. А теперь давайте прокатимся по окраинам. Мы в поселке Восточный, ныне это микрорайон в Железнодорожном районе, расположенный в 12 км к востоку от центра города, севернее авиационного завода и аэропорта Улан-Удэ-Восточный, у границы города с Заиграевским районом республики. Это остановка «Рынок», посмотрите, какая аутентичная. Деревянная часть остановки уже разваливается, но выглядит лучше, чем профлист заборов частного сектора позади нее.



73. Памятная стела «Нулевой километр» – местная достопримечательность. Задает стиль всей округе: посмотрите, как она гармонирует с пуховиком жительницы микрорайона. Она еще и функциональна – как опора для панорамной камеры видеонаблюдения. Вообще-то стела символизирует восточные ворота столицы Бурятии. Изготовлена работниками авиазавода в 60-е годы, а в 2018 была восстановлена. Пусть и покосилась немного.



74. Памятник «Воинам-забайкальцы», погибшим в годы Великой Отечественной войны.



75. С микрорайона Площадка началась история авиазавода и всего поселка Восточный. Именно здесь появилось первое жилье для строителей завода в январе 1937 года. Так называемая площадка для строительства со временем превратилась в микрорайон. В далеких 30-х на Площадку съехались как жители Бурятии, так и рабочие из разных городов СССР. Первые жители поселка работали круглосуточно, несмотря на нехватку средств, техники, рабочей силы и даже пищи. Результат превзошел все ожидания: за два года жители Площадки уже ввели в строй первую очередь завода, начав ремонт самолетов и авиамоторов. Поселок разрастался на глазах. Было построено все, что необходимо для жизни: роддом, больницы, ясли, детские сады.



76. Поселок был построен по планировочному проекту архитектора Л.Р. Банзаракцаевой. Вот, например, кирпичный дом с переходами-кладовками, как в Иркутске, только у нас эти дома – панельные.



77. С Восточным соседствует парк культуры и отдыха имени Жанаева, здесь есть ДК «Рассвет», а перед ним – самолет-памятник МиГ-15, установленный в честь строителей крылатых машин. ДК строился с 1973 по 1977 год по новосибирскому проекту, в котором принимал участие Л.К. Минерт. На площадке напротив входа когда-то авиамоделисты запускали свои модели. Постамент, который удерживает самолет, внешне напоминает серп и молот.



78. На большой каскадной лестнице школьники занимаются пробежкой.



79. Сквер «Молодежный» в соседнем поселке Загорск. Возле фонтана установлена стела, посвященная работникам авиазавода, наверное, даже летчикам-испытателям.



80. Чеканка на Столичной, 2а.



81. Что ж, мы посмотрели, где создавались самолеты, теперь давайте посмотрим, где их эксплуатируют. Я направляюсь в аэропорт Улан-Удэ, чтобы сфотографировать последнюю мозаику. У аэропорта есть два здания аэровокзала: старое и новое. Старое прекратило действовать в 1983 году, когда ему на смену открылся новый терминал. Перед входом в старое здание установлен самолет-памятник Ан-2П. А здесь теперь топливно-заправочный комплекс.



82. Мозаика с космонавтом украшает интерьер нового здания аэровокзала, ее автором является заслуженный архитектор республики Бурятии Д.А. Уланов. Помимо этой мозаики в здании есть еще несколько, но они были либо закрыты торговыми прилавками, либо я просто их не обнаружил, находясь в здании, я уже точно не помню. Пора возвращаться домой. Но не на самолете, а автостопом – так же, как и приехал.



83. Проезжая поселок Ильинка, прошу водителя остановиться на минуту у здания участка № 2, где заседает Мировой судья Прибайкальского района, так как еще в прошлый раз заприметил на фасаде два старых панно. Они сильно износились, так что лицо у фигуры справа стало похоже на лицо Майкла Джексона! До новых встреч!

Tags: roofing, soviet, urban, архитектура, бурятия, город, мозаика, мозаичное панно, сграффито, советская архитектура, ссср, улан-удэ, урбанистика
Subscribe

Posts from This Journal “улан-удэ” Tag

  • Назад в СССР ☭ Улан-Удэ Часть 1

    Весной 2019-го я отправился посмотреть на столицу Бурятии, в этом блоге будет много дореволюционной, советской и современной архитектуры,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment