anthrax_urbex (anthrax_urbex) wrote,
anthrax_urbex
anthrax_urbex

Category:
  • Music:

«Сибирский Фарфор» Часть 2



Живописно-сортировочный цех — самый музыкальный цех. Именно отсюда на весь поселок раздавалась «песнь фарфора» — мелодичный звук, не прекращающийся никогда. Шел этот звук от постукивания изделиями друг о друга, именно так проверялся черепок на целостность: если звук чистый, звонкий — значит трещин в корпусе изделия нет. ЖСЦ построили в виде аквариума — с огромными стеклянными панелями, окнами высотой в этаж. Аквариум — это три этажа просторных помещений для упаковщиков, сортировщиков и мастерских для художников-живописцев. В живописном цехе изделия расписывались вручную, наносили рисунок методом шелкографии, аэрографом. Здесь наклеивали и деколь, где переводная картинка переносится на керамику с бумажной основы, а затем фиксируется высокотемпературным обжигом. Изделия с деколью и сейчас сохранились во многих домах Иркутской области — стаканы с гроздьями рябины, оранжевые сахарницы и заварники с белыми «веснушками».


1. Над выходом из цеха с готовой продукцией установлена кран-балка для погрузки контейнеров с посудой на грузовые машины.



2. Начнём со второго этажа. Сразу перед лестницей установлен план по живописному цеху.



3. Помещение золотораздачи. В ящичках на столе хранилась краска, которая на 12% состояла из чистого золота, такой краской наносили кайму на изделие, и оно вырастало в цене. В стеллаже хранились эталонные образцы ассортимента продукции. Живописец брал свой ящичек со стеллажа, взвешивал золотую краску по нормативу из журнала и следовал на рабочее место. В конце дня он должен был вернуть пустую бутылочку.



4. Участок деколи (переводная картинка).





5. Транспортерная лента, по которой двигались специальные люльки, в них посуда переезжала из цеха в цех. Такая «дорога» охватывала несколько цехов: из формовочного в термический, далее в сортировочный, оттуда в живописный, далее на электрические печи «Лера», а затем спускалась в упаковку и на склад.



6. Здесь клеили клейма и деколь.



7. Подъёмник, который поднимал задекорированную посуду со второго на третий этаж. На обжиг посуда двигалась в специальных люльках.



8.



9.



10. Стол упаковки. В ячейках располагались ярлыки, на которых писали название изделий, номер партии, сорт. Затем каждое изделие тщательно упаковывалось в бумагу по отдельности и собиралось в пачку, перевязываемую шпагатом. Ярлык клеился сверху.



11. Такими печатями ставили клеймо на внешней стороне дна изделия. Это самая поздняя версия клейма, на нём изображён горностай. Такую марку завод ставил в период с 1970 по 1996 год.



12. Вот так выглядели клейма завода в разные годы.



13. Ящики для готовых изделий.



14. В цехах на стенах есть несколько панно. Они изготавливались на заводе. На Ангарском керамическом заводе приобреталась плитка, на которую наносился набросок рисунка карандашом, каждая плиточка расписывалась, обжигалась в печи «Лера» в живописном цехе и затем собирался общий рисунок.



15.



16.



17. По полу разбросаны огромные вентиляционные трубы.



18. Слева свалены в кучу люльки, в которых перемещалась посуда.



19.



20. Шлифовальный участок, где обрабатывался край и ножка изделия. Шлифовка придавала изделиям гладкость краёв.



21. Вытяжные трубы вытягивали пыль и мелкий мусор с рабочего места, очищая воздух от примесей.



22.



23.



24.



25. Сюда устанавливалась кружка, раскручивалась и шлифовалась. А по такому «колесу» подавалась наждачная лента, которой обрабатывали край изделия.



26. На конце конвейера стояла упаковочная машина. В какое-то время тарелки упаковывались в полиэтилен.



27.



28. Единственная уцелевшая люлька.



29. Участок белой сортировки. Справа от ленты виден алмазный круг для шлифовки, которым шлифовали ножку изделия.



30. «Бельём» называли белые изделия, которых еще не коснулись краски.



31. Солонки, крышки — этого добра было навалом по всему цеху. В таких ящиках фарфор поступал к живописцам.



32. Остатки обрезанных конвейеров. В центре можно увидеть люльку с первого этажа, в ней транспортировался бой (битая посуда) на дальнейшую переработку.



33.



34. Перемещаемся на третий этаж. Здесь находилась высокохудожественная лаборатория, на фото один из кабинетов художника.



35. Кабинет живописцев-исполнителей образцов, где изготавливали эталонный образец по эскизу художника для внедрения в производство.



36. Деколи — переводной картинки было великое множество. Она приходила на завод в бочонках, свернутая в большие рулоны. Затем рисунки разрезались и в соответствии с утвержденным образцом наклеивались, тщательно притираясь к изделию. Малейшие пузырьки воздуха, оставшиеся под пленкой при обжиге, выгорали, и изделие шло в брак. Каждой деколи присваивали свой номер.



37.



38.



39. Остатки из ассортиментного кабинета. На дне изделия указана дата 12 мая 1977 года, когда на художественном совете была утверждена форма сервиза «Ангара», автора Лозинской Станиславы.



40. Зал круглого стола художественного совета. Здесь проходили заседания, на которых утверждали образцы, представленные художниками с целью утверждения и внедрения в производство.



41. Заводской музей-витрина. Музейные коллекции полностью или частично исчезали с завода несколько раз — во время революции, после выезда абразивного завода (в годы войны производство было перепрофилировано под изготовление точильных кругов) и во время реконструкции. У музея оригинальные стены, у каждой свой смысл. Одну оформили срезами деревьев, на кругляшках были уникальные, еще переваловские блюдечки с тончайшей росписью. Другая стена выложена небольшими камушками. Фарфоровую массу получают из природных материалов, такое значение этой стены. А на третьей — гипсовые изразцы, гипс нужен для формовки изделий.



42. Здесь было собрано всё лучшее с переваловских времён. Новый музей собирали всем миром, по домам — у каждого ведь были какие-то любимые редкие тарелочки, старая посуда. Но в один день приехали представители комитета по управлению муниципальным имуществом, ФСБ и вывезли всю коллекцию. Сейчас она хранится в областном художественном музее.



43. Участок живописи. Здесь стояли конвейера, за которыми сидели живописцы и расписывали посуду.



44. По сохранившимся подлокотникам можно посчитать количество рабочих мест.



45.



46. Станок для шелкографии. Изделие размещалось на подставке и прижималось болванкой с рамкой. Работник крутил ручку, и краска прокатывалась в сетке, оставляя рисунок на тарелке.



47. Участок обжига расписанной посуды.



48.



49.



50. Электропечь для обжига расписанной посуды «Лера».



51. А напротив ещё три печи, служившие для окончательного обжига декорированных изделий. Они работали одновременно, но в разных режимах. Для каждой краски была своя температура. Для селена — 740°C, для пурпура — 840°C, всё остальное обжигалось в печи посередине.



52. Внутри печи находится конвейерная лента, изготовленная из нихромовой проволоки. Через эти щитки работники получали доступ к нагревательным элементам печи и могли производить их ремонт.



53. Краскотёрка — помещение, где готовили краску для живописи и пульфона. Производился мелкий помол сухой краски в специальных барабанах, добавлялись разные добавки — декстрин, глицерин, скипидарное масло (для пластичности и более легкого нанесения краски на изделие при росписи). Именно здесь мастера-живописцы получали краску. Каждая была под своим номером.



54. Образцы надглазурных красок для фарфора Дулёвского красочного завода, который после 1932 года снабжал своей продукцией все фарфоровые и фаянсовые заводы страны. Надглазурные краски — это свинецсодержащие порошкообразные смеси керамических пигментов с легкоплавкими стёклами (флюсами).



55. Спускаемся на первый этаж в помещение вытравки. Бракованные изделия спускали сюда после декорирования, чтобы вытравить краску или золото. Таким образом брак доводили до товарного вида.



56.



57. Сохранившиеся образцы шелкографии, не производственные, а сделанные на заказ.



58. Гардероб.



59. По этому транспортёру упакованная посуда двигалась с участка упаковки на готовый склад.



60.



61. Упаковочные столы.



62.



63.



64. Здесь упакованную продукцию грузили в контейнеры и вывозили со склада по адресам.



65. Тележка для перевозки упакованной посуды.



66. Вот такие сахарницы не дождались своих новых хозяев. Так и остались на этом складе.



Спасибо за внимание, продолжение следует.
Tags: abandoned, anthrax_urbex, diggers, underground, urban exploration, urban3p, urbantrip, urbex, городское исследование, диггеры, заброшенное, завод, покинутое, техноген, фарфор, фарфоровый завод, хайта, хайтинский фарфор
Subscribe

Posts from This Journal “хайта” Tag

  • «Сибирский Фарфор» Часть 3

    Изящная и радовавшая людской глаз продукция Хайтинского фарфорового завода была известна всему миру, творения здешних мастеров не раз отмечались…

  • «Сибирский Фарфор» Часть 1

    Хайтинский фарфоровый завод был основан в июне 1869 года, в июне этого года ему исполнилось ровно 150 лет. Продукция завода в свое время…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments