anthrax_urbex (anthrax_urbex) wrote,
anthrax_urbex
anthrax_urbex

Category:
  • Music:

«Сибирский Фарфор» Часть 1



Хайтинский фарфоровый завод был основан в июне 1869 года, в июне этого года ему исполнилось ровно 150 лет. Продукция завода в свое время завоевала сердца истинных ценителей фарфора не только в России, но и в Европе. За более чем полуторавековую историю своего существования завод пережил немало испытаний, прежде чем производство пришло в упадок. В 20-е годы ХХ века предприятие именовалось как Первая государственная Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор», в 2000-е года завод менял названия: ОАО «Хайтинский фарфор», «Сибирский фарфор», ЗАО «Фарфоровый завод «Хайта». В 2000-х предприятие было признано банкротом и фактически прекратило своё существование. Практически каждый житель Мишелевки так или иначе был связан с заводом, и благодаря мишелевцам мне удалось разобраться, как было устроено это непростое производство.


Фарфор — это вид керамики, который не пропускает газ и воду, но просвечивает, если стенки достаточно тонкие. Его делают из смеси глины, каолина, кварца и полевого шпата. Смесь получается белой и очень пластичной. Готовые изделия обжигают при температуре от 1000 градусов — точная цифра зависит от типа фарфора. Потом покрывают глазурью из стекловидной эмали и снова обжигают. Если по фарфоровой чашке ударить деревянной палочкой, получится характерный высокий звук, почти как у хрусталя.

Первыми изделия из фарфора начали делать китайцы, в 620 году. Больше 1000 лет способ изготовления хранился в секрете, пока в 1708 году немецкие изобретатели Чирнгауз и Беттгер не получили первую формулу европейского фарфора. В том же году открыли первую фарфоровую фабрику в Дрездене. Правда, сначала там делали бисквитный фарфор — то есть без глазури. В 1710 первые образцы фарфора представили королю, и немецкий фарфор начал завоевывать мир.

Полное описание технологии китайского фарфора появилось в 1735, в письме француза Франсуа Ксавье д’Антреколя. Чуть позже во Франции, в Лиможе, открылись фабрики, которые поставляли лучший фарфор ко двору французского короля. Так началась история знаменитого лиможского фарфора. В Англии в XVIII веке открыли технологию костяного фарфора — с добавлением золы из коровьих костей. Этот фарфор назвали Bone China, и теперь его выпускают даже в Китае. В Россию технику изготовления фарфора завезли в конце 40-х годов XVIII века. Первой мануфактурой стал Императорский фарфоровый завод, который позже переименовали в Ленинградский.




1. Жёлтая водонапорная башня является символом завода. Её построили в 1911 году. Предположительно архитектором был один из ссыльных поляков, работавших на заводе. Позже, в советское время под стать башне сделали форму, и статуэтка заводской башни стала сувениром.



2. Литейный цех.



3.



4. Начиналось производство в МЗЦ — массозаготовительном цехе. Здесь готовили шликер — жидкую массу, состоящую из многих перемолотых в пыль компонентов, главным из которых являлся каолин — глина с Трашковского месторождения, придающая особую, непревзойденную белизну фарфору, забиравшем на Международных выставках первые места по белизне и тонкости.



5. На фото видны «окна», в которые лаборанты брали пробы шликера, опуская специальные емкости. Затем проводился анализ, и технолог завода определял нужно ли добавлять какой-то компонент или смесь уже готова к превращению в массу.



6. В барабанах перемешивались перемолотые компоненты для формовочной массы. Для того чтобы все ингредиенты перемалывались более тщательно и эффективно и превращались в суспензию (мука или пыль по структуре) в барабаны мельниц добавляются уралитовые шары. В шаровых мельницах происходит процесс перемешивания и создания однородной массы, из которой будет изготовлена посуда. Туда же добавляется вода и в итоге получается, что в цистерне вращается рабочая масса. Далее эта масса сливается по шлангам вниз в ёмкости и затем идёт на очистку. Суспензия проходит несколько степеней очистки от ненужных элементов через вибросито. Всё что через него не проходит — отправляется в отходы, а всё что проходит попадает в зону магнитной очистки. Магниты улавливают металлическую пыль, что обеспечивает чистоту и белизну готовых изделий.



7. Здесь располагалась конвейерная линия с прессами. Прессы сжимают массу до такой степени, что из неё выходит вся лишняя жидкость. И остаётся корж. Называется он так, потому что напоминает корж для торта. Остаток этот выходит с влажностью в 20% — ровно столько нужно, чтобы этот материал в дальнейшем оставался пластичным.



8.



9. Сброшенные с пресса коржи попадают в вакуум-мялку (шнековый вакуумный пресс) и перемалываются. На выходе мы уже имеем брикеты. Материал по-прежнему влажный и мягкий. Эта масса пока не уплотнена, поэтому все брикеты ещё дважды проходят процесс вакуумирования. Проще говоря, он опять перемалывается, а рассыпчатый материал снова спрессовывается в единую плотную массу. Она похожа на колбаску, но мы будем называть её скалкой.



10.



11. Затем готовую массу подавали в формировочный цех — здесь рядами стояли маленькие автоматические и полуавтоматические станки, некоторые из которых мне удалось застать, когда я посещал завод в 2010-м году. На этих станках из куска массы прессом-формой давили плоскую и полую посуду. На автоматах формовали тарелки, блюдца, блюда. На полуавтоматах самые разные кружки. Вернее, заготовку для кружки. Полученное изделие называли «черепок». На вращающийся диск клался кусок массы, сверху он прижимался другим диском, вращающимся в противоположную сторону. Скорость вращения — 900 об/мин. Несколько рядов станков перемежаются с цехом, где стоят огромные сушилки — в них сушили заготовки посуды, но об этом позже.



Завод основали предприниматели братья Филипп и Данила Переваловы из деревни Узкий Луг Черемховского уезда. Они занимались добычей огнеупорной глины для фабрики Сыропятова, которая находилась в Иркутске. Глину добывали в Трошковском карьере, в окрестностях деревни Мишелевки. Очень скоро братья Переваловы оценили уникальность белой «трошковской» глины и наладили в устье реки Хайты гончарное производство. С тех пор высококачественный хайтинский фарфор стал узнаваемой и очень популярной торговой маркой.

Братья Переваловы пригласили из Гжели специалистов по фарфору — гончаров, точильщиков и расписчиков. В 1898 году фабрика заработала в полную силу, и скоро о ней стало известно не только в Иркутской губернии, но и за ее пределами. Уже тогда было ясно, что найти фарфор, равный по белизне и просвечиваемости хайтинскому, очень трудно. Особые качества и уникальность фарфору придавала местная глина — беложгущаяся, с высокой связывающей способностью, а также чистейший кварц, который добывался на Байкале.

Производство фарфора развивалось быстро и стремительно. Торговля распространилась достаточно широко. Фирма «Фарфоро-фаянсовая фабрика торгового дома Переваловых» имела свои представительства в Иркутске, Красноярске, Енисейске, Томске и даже Якутске.


12. Этот цех, где располагались все конвейерные линии, сообщался с остальными цехами и башней, где была проходная на производство. Слева выход к формовке, справа к утильному цеху обжига.



13. Не обошлось и без рисунков на плитке.



14.



15. Труба утильной печи, слева выход в цех обжига, справа — в литейный цех.



16. Сушилки. К ним подключались воздуховоды с нагревом, напротив располагались формовочные станки и стоял конвейер.



17.



18.



19. Справа сохранившийся пресс для форм.



20. Между литейным и гипсолитейным цехами сохранилось огромное количество форм для полного цикла производства, сюда они складировались ящиками, некоторые из которых видно на фото. Здесь были как новые разработанные формы, так и формы снятые с производства и их комплектующие.



21. Литейный цех. На столах составлены формы для литья — посуда не только формовалась, но и лилась из специального состава-шликера. Это жидкая глина в своем составе, имеющая все 13 компонентов фарфоровой массы. Из шликера лили ручки, носики для чайников, вазы, молочники, крышки для чайников, сахарниц. Лили и малые скульптурки.



22. Работницы после того, как лишняя влага ушла из шликера в гипсовую форму, вынимали изделие, подрезали и складывали в стопки на длинные доски — в таком виде они уносились в формовочный цех, где ручки прикрепляли к черепку кружки или чайника, сахарницы. Другие изделия, полученные литьем после сушки, шли на утильный обжиг, затем на глазуровку.



23. Ёмкость для шликера.



24.



25.



26. В такие гипсовые формы заливали ручки для кружек.



27.



28. Гипсолитейный цех, где изготавливались все эти гипсовые формы. Здесь, на круглых вращающихся столах в каповые формы с помощью лейки заливался гипс, из которого потом получалась форма. В форму заливался шликер.



29. После консервации здесь было обустроено место под производство пиломатериалов. Из этих же пиломатериалов возвели стену, отделяющую цех от остальных производственных помещений и через которую я успешно сюда перелез.



30. Цех для изготовления капов. Здесь стоят модельные станки, на которых изготавливались матричные капы для тиражирования рабочих форм.



31. Хозяйство для изготовления матричных капов.



Переваловский фарфор стал широко известен в России. Изделия фабрики стали выставляться на сибирских ярмарках и заграничных выставках. Уже в первый год своего основания фабрика получила «Похвальный лист» за огнеупорный кирпич. В Екатеринбурге в 1881 году фарфор удостоили серебряной медали «За трудолюбие и искусство», в 1896 году — «За хорошее качество изделий», на Нижегородской выставке. В начале ХХ века хайтинский фарфор покорил Европу. В 1906 году он получил Золотую медаль качества в Антверпене, оставив позади датские, голландские, китайские образцы, и приблизился к фарфору Санкт-Петербургской Императорской фабрики.

Хайтинской посудой пользовались сибиряки всех сословий. Она нравилась купцам и промышленникам, чиновникам и бедным крестьянам. Хайтинские фарфоровые кружки возвели чаепитие в настоящий культ. На стол ставили двухведерный самовар, белоснежную фарфоровую посуду, душистое варенье. Владельцы фабрики не останавливались на достигнутом. Они приглашали лучших рабочих, художников, специалистов по приготовлению фарфоровой массы, по обжигу изделий. Много ездили и по российским городам: смотрели на работу других фарфоровых заводов, учились, набирались опыта.


32. Смежный формовочный цех. Если в предыдущем формовались крупные изделия (блюда, супницы, крышки для супниц), то здесь формовался мелкий ассортимент (кружки, стаканы, чайники).



33. Литьевые полуавтоматы, на них отливали переваловские чайники.



34. Жидкая масса заливалась в форму и шла по конвейеру. В это время она набирала нужную толщину стенки. Затем она переворачивалась, лишний шликер сливался, и она шла обратно на выборку. Работник на линии вынимал форму из гнезда и ставил на сушку.



35. Барабан-накопитель перемешивал массу.



36. На ещё не обвалившейся со стены плитки сохранилась роспись.



37.



38.



39. На карусели отливались ручки и носики для переваловской формы. Они вынимались и приставлялись к отлитому телу.



40. Цех был пронизан формовочными линиями для разного ассортимента: стаканы, кружки, крышки.



41. Сохранился один станок для формовки крышек для суповой вазы.



42.



43. Сушка, в которую формовщик составлял отформованную форму. Она двигалась вверх в зону сушки, затем люлька возвращалась назад и подсушенные изделия вынимались из формы.



44. На этом фото видно, как огромные воздуховоды сообщаются с сушилками.



В Мишелевке развивали народные ремесла: резное, столярное, каменное, золотых и серебряных дел. Работали на Хайтинском заводе и каторжане — ссыльные поляки — участники восстания 1863 года, каторжане. Среди них оказалось много талантливых людей. Умельцы вручную точили удивительной красоты вазы. Глазуровали и расписывали посуду, перенося кистью на белоснежную поверхность фарфора красоту сибирской природы. На сервизах расцветали сибирские жарки и пионы, заплетались в виньетки полевые цветы.

Ассортимент выпускаемой продукции тоже был разнообразен. На фабрике производили не только посуду. Изготавливали чернильницы, карандашницы, каминные часы, пасхальные яйца, керосиновые лампы и даже самовары. Многие изделия того времени сейчас находятся в Иркутском художественном музее, имеют историческую ценность. В их числе — фарфоровые иконостасы. Обжиг изделий проходил в русских печах. Первую паровую машину-локомобиль привезли в Мишелевку в 1879 году. Она дала возможность механизировать труд рабочих. Производство фарфора стало увеличиваться.


45. Утильный цех обжига расположен вдоль формовочного цеха. Здесь находятся туннельные печи, в них входило 31-35 вагонов для обжига посуды. Температура утильного обжига составляла 700-800°C. Утильный обжиг — это закрепляющий обжиг, после которого посуда готова к глазуровке.



46.



47. Камера утильной печи.



48.



49.



50. Между утильным цехом и формовкой расположен участок ангобирования. Капселя (то, в чем обжигались тарелки) покрывали слоем ангоба для того, чтобы они не слипались между собой. Ангоб — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия.



51. Приспособление для ангобирования. Оно представляет собой ёмкость, заполненную ангобом, в которую посредством окунания поступали капсуля механическим способом.



52. Башня является символом завода. В ней многие годы располагался КИП — цех контрольно-измерительных приборов, специалисты которого обслуживали всю сложную электротехнику по всему заводу. Часы в башне были установлены в начале 70-х. Всего в то время на завод привезли десять часов, чтобы установить их в разных цехах, раньше такие часы устанавливали на вокзалах. Первичные часы находились в здании первой проходной на территорию завода, на первом этаже, где была телефонная станция. От этих часов шёл сигнал на все остальные вторичные часы. Циферблат, стрелки и механизм часов в башне сделал механик Виктор Герасимов, но шли они около двух лет, потому что большая стрелка оказалась слишком тяжёлой. Механизм давал сбой и часы отставали, в то время как остальные часы проработали около десяти лет.



53. Цех КИП, где слесари 5-6 разряда ремонтировали все контрольно-измерительные приборы, стоящие по всему заводу. Внутри царит беспорядок из деталей и разобранных приборов. Отсюда было организовано вещание первого телевидения поселка.



54. Водонапорная башня изнутри. Часовой механизм управлялся отсюда, справа видна часть резервуара под воду.



55. С крыши башни можно осмотреть всю территорию завода и окрестности.



Большой вклад в расширение фабрики и повышение качества продукции внес И.Д. Перевалов, которому право собственности на нее перешло по наследству в конце XIX века Он даже основал здесь собственный музей фарфора (часть его экспонатов впоследствии была отдана Иркутскому областному художественному музею). В 1898 году собственник учредил «Сибирское тов-во для производства фарфоровых, фаянсовых и гончарных изделий И.Д. Перевалова», акционировав Хайтинский фарфоровый завод. В начале XX века право собственности на фабрику принадлежало товариществу «Перевалов, Щелкунов и Метелев», а в 1907 году Перевалов скончался. Фабрика перешла к ТД «Метелев и Щелкунов».

56. Крыша формовочного цеха.



57. Трубы котельной.



58. Здание котельной. Весь режим рабочих зависел от заводского гудка, который находился на крыше котельной. От первого гудка в 7:00 поднималась вся округа в радиусе двадцати километров. В 7:45 следовало два коротких гудка — начиналась подготовка рабочего места. В 8:00 звучал длинный гудок — начало работы. В 12:00 — обед, 13:00 — окончание обеда, 17:00 — конец смены. После реконструкции котельной гудок демонтировали.



59. Крыша утильного цеха. Справа видна труба газогенератора. В военные годы завод работал на дровах, газогенератор преобразовывал твердое топливо в газообразную форму. До реконструкции завод работал на газу, затем на мазуте. В день завод сжигал по 70 тонн мазута. Когда мазут стал слишком дорогим, завод пытались перевести на газовое топливо. Недостроенная газовая установка находится здании котельной, я покажу её в третьей части блога. Для создания высококачественного фарфора требуется именно процесс горения для обжига. Благодаря этому продукция завода была очень качественной, что обеспечивало поставки не только по области, но и далеко за ее пределами.



60. Справа от башни есть спуск в подземное сооружение, где стояли насосы и перекачивали промышленные стоки. Они использовались лишь до реконструкции завода, а после появления заводской канализации прекратили работу и были демонтированы.



61. Рядом с литейным цехом находится водонапорная башня, весовая транспортного цеха, позади видно здание училища ФЗО (фарфоровое заводское обучение).



62. Внутри училища. Здесь готовили специалистов для фарфорового производства — формовщиков, живописцев, литейщиков и т.д.



В следующей части речь пойдёт о живописно-сортировочном цехе. Продолжение следует.
Tags: abandoned, anthrax_urbex, diggers, underground, urban exploration, urban3p, urbantrip, urbex, городское исследование, диггеры, заброшенное, завод, покинутое, техноген, фарфор, фарфоровый завод, хайта, хайтинский фарфор
Subscribe

Posts from This Journal “хайта” Tag

  • «Сибирский Фарфор» Часть 3

    Изящная и радовавшая людской глаз продукция Хайтинского фарфорового завода была известна всему миру, творения здешних мастеров не раз отмечались…

  • «Сибирский Фарфор» Часть 2

    Живописно-сортировочный цех — самый музыкальный цех. Именно отсюда на весь поселок раздавалась «песнь фарфора» —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments