anthrax_urbex (anthrax_urbex) wrote,
anthrax_urbex
anthrax_urbex

Categories:

Назад в СССР ☭ Иркутский Регионализм Павлова



Иркутск это не только деревянное зодчество, церкви и усадьбы. Областной центр в семидесятых годах обрёл узнаваемое лицо, в котором угадывался павловский стиль — футуристические конструкции, несущие черты нескольких школ, но всё равно оригинальные. В профессиональной среде это даже назвали иркутским ренессансом. Шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы ХХ века не были застоем в архитектуре. Наоборот, это были годы всплеска, подъема и достижений. Воронежский, Павлов, Бух, а вместе с ними Халдеев, Аптекман, Колпиков, Пхор, Нечволодов и еще целый ряд ярких представителей поколения шестидесятников сделали это время своеобразным ренессансом регионального значения и определили развитие Иркутска и части городов областного подчинения на десятилетия вперед.


Владимир Азариевич Павлов (1938–2010) — архитектор, председатель правления Иркутской организации Союза архитекторов СССР, один из основателей специальности «Архитектура» в Иркутском политехническом институте, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук. В. А. Павлов – лауреат Всесоюзных смотров лучших архитектурных проектов и построек страны. В 1986-1988 работал в Херсоне, с 1988 – в Ленинграде. Специальным решением Международного союза архитекторов на Всемирной триеннале включен в число 50-ти выдающихся архитекторов мира. Стиль, в котором Павлов творил, принято называть необрутализмом — одним из течений послевоенногого модернизма. Этот стиль зародился в 1950-е годы в США, его особенностью были четкие прямоугольные формы, стремление к выявлению естественной (грубой) фактуры материалов и отказу от каких-либо декоративных приемов. В иркутской архитектуре 70-х была обращенность в будущее, значительность размеров и замыслов, сдержанность, строгость, честность, смелость, упрямство и сила.

То, что в исторический центр Иркутска не вошла типовая застройка, — заслуга тандема единомышленников Владимира Павлова, главного архитектора Гражданпроекта, ведущего проектного института, и Владимира Буха, главного архитектора города. В 70-е и в начале 80-х было построено несколько значительных общественных зданий, относящихся к направлению, которое получило название «иркутская школа».

Открытая и реализованная Павловым формула успеха проста и актуальна по сей день — это самостоятельная и качественная архитектура. Иркутск 70-х, как ни парадоксально, был более близок современному ему миру, чем Иркутск 90-х. Он существовал в одном времени с британскими бруталистами, японскими метаболистами, голландскими структуралистами и великими американцами Л. Каном и П. Рудольфом. Но, живя теми же настроениями, что и известные миру современники, иркутская школа тех лет умудрилась сохранить отчетливо видимую сегодня независимость, оригинальность и специфику, что определяется словом «регионализм».

Вычислительный центр Госбанка

Пересекая глазковский мост, мы попадаем на правый берег — в центр города. Ближайшее к нам нужное здание находится на Степана разина, 14. Авторы-архитекторы В. Павлов, В. Суханов и А. Папанян начали его проектирование в 1981 году. В 1988 строительство было завершено. Технический проект ВЦ Госбанка был выполнен архитектором Сухановым. В связи с переходом его на преподавательскую деятельность рабочие чертежи поручили Папаняну. Архитектуру фасадов взял на себя Павлов, подвергнув полной переработке предложенные Сухановым на предшествующей стадии решения. Здание приобрело соответствующий времени облик и презентабельность. Облицовка фасадов плиткой из травертина теплых светлых тонов в контрасте с участками терракотового облицовочного кирпича, выносные в алюминиевых переплетах витражи, пирамидальное схождение этажей определяют облик этой постройки. Сейчас в здании находится Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области и Информационно-технический центр Иркутской области.

1.



2.



3.



4.



Жилой дом «Главвостоксибстроя»

На пересечении Российской и 5-й Армии расположен девятиэтажный жилой дом. Павлов начал проектировать его в 1978 году, в 1982 строительство было завершено. Формирование жилого комплекса по улице Российской начиналось с блоков дома «Главвостоксибстроя», продолжалось блоками дома Восточно-Сибирской железной дороги и иллюстрируют собой движение архитектурной мысли Павлова от сложного к более сложному. Блоки дома «Главвостоксибстроя» расположены в центре города на перекрестке улиц Пятой Армии, параллельной реке Ангаре, и улице Российской, перпендикулярной Ангаре, и стоят ногами на тротуарах этих улиц, нависая над ними. Это испытанный и часто применяемый Павловым прием, особенно в центральной части города. Разноэтажные блоки трехлучевой блокировки с односкатными остроугольными завершениями сообщают композиции динамизм и архитектурный порыв. Павлов не принимал «внешних» углов. Угол должен быть «внутренним». Этот посыл убедительно реализован на приведенном примере.

5. На углу жилого блока справа от пятого этажа и выше вы могли заметить бетонный короб — это вторые эвакуационные лестницы, отвечающие противопожарным требованиям того времени. И остроумно, и архитектурно.



6. Общий вид. Фото с макета. 1980-е годы.



7. Внутри арки дома два подъезда и лестница, ведущая в подвал.



Жилой дом Восточно-Сибирской железной дороги

Спустя два года после строительства дома «Главвостоксибстроя», в 1984 году, Павлов начал проектирование жилого комплекса, получив заказ от управления Восточно-Сибирской железной дороги на жилую застройку площадки, расположенной на углу улицы Российской и бульвара Гагарина. Павлов не преминул воспользоваться могуществом этого ведомства и своим авторитетом искусного жилищника. Увеличение высоты самого высокого блока достигнуто за счет размещения наверху резервуара для повышения давления в водопроводных сетях. Впервые в Иркутске предложена подземная парковка. Все те же, привычные для автора кирпичные дворики, одно- и двухэтажные квартиры и арки со стороны реки Ангары — одна, многоэтажная, ведущая в жилой двор, другая — в лоджии на самом верху. Этот дом представлен в архитектурном музее Чикаго. Строительство было завершено в 1986 году. А в 1987 объект признан лучшей постройкой года на Всесоюзном смотре-конкурсе.

8.



9.



10. Въезд в подземную парковку.



11. Излишнее остекление жильцами дома портит первоначальный замысел автора.



12. Вид со двора.



13. Арка, соединяющая дом 2 и 2а, является входом во внутриквартальное пространство.



14. При строительстве арки предусмотрен небольшой зазор, так соблюдаются правила сейсмической защиты.



15.



16. Центральная башня. Лоджии самых высоких квартир.



17. Неподалёку находится ещё один жилой дом Павлова по 5-й Армии, 24. 1978 год постройки.



18.



Радиодом

Радиодом — здание Иркутской государственной телерадиокомпании. Оно расположено в Иркутске на пересечении улиц Горького и Ленина. Архитектор — Николай Беляков. Этот объект по всем признакам принадлежит «павловской школе». На этом перекрёстке можно увидеть интересный пример разновременной застройки, работы не одного поколения архитекторов. Дореволюционную архитектуру дополнила сталинская неоклассика, завершением этого ансамбля стал павловский необрутализм. Выходящий на фасад крупный железобетонный каркас, массивные, глухие поверхности кирпичных стен создают впечатление «значительности» масштаба сооружения. Цельный по художественному образу архитектурный объект не допускает встроек и пристроек, в том числе по первому, ранее свободному этажу. Однако современные реалии диктуют свои правила. В 2007 году без согласования с автором проекта был застроен первый этаж дома, где разместился салон красоты. Громоздкая реклама на стенах усугубляет безрадостное впечатление.

19. Здание является воплощением одного из пяти принципов современной архитектуры — «Дом на столбах», апологетом которого в свое время был великий Ле Корбюзье. Градостроительная реализация этого принципа, с одной стороны, обеспечивала визуальную связь пространств при движении по городу, с другой — создавала дополнительные условия для озеленения территории и использования ее для отдыха.



Архитектурный комплекс радиовещательной компании был задуман и построен архитектором Беляковым как единый архитектурный ансамбль. Сюда входят: старое здание 1930-х годов, симметричное обрамление его пристройками 1980-х и угловое здание конференц-зала. Последнее дополнение — монументальное по характеру сооружение, о котором идет речь, — «держит» большое окружающее пространство с множеством точек восприятия. Хотя здание не выделяется из окружающей застройки высотой, за счет своеобразной «игры масштабов» (отношения деталей к целому) и подчеркнутой монументальности художественного строя, оно, несомненно, является современным архитектурно-композиционным акцентом места.

20. Дом радио. Фото середины 1980-х годов из книги «Архитектура СССР 1917—1987».



21. Самовольная застройка первого этажа привела к печальным последствиям: нарушена целостность облика здания и сложившихся композиционных связей с окружающей средой; перекрыты пешеходные направления движения к Ангаре и транспортным остановкам. Проведенные действия без согласования с автором проекта являются юридическим нарушением авторских прав и должны разбираться в судебном порядке.



22. Высокие опоры здания, освобождая пространство под домом, позволяли свободно перемещаться в запроектированных по Проекту детальной планировки города направлениях: к любимому месту отдыха горожан — Ангаре и в сторону транспортных остановок по улицам Горького и Ленина.



Здание проектного института «Иркутскгражданпроекта»

ОАО «Иркутскгражданпроект» — территориальный проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов. В 1970-е годы, когда значительно усилились темпы и объемы жилищно-гражданского строительства, численность сотрудников института достигла 600 человек. Это поставило вопрос о необходимости строительства для института собственного здания, которое сейчас находится по улице Степана Разина, 27. Однако в тот же период Иркутск покинули многие архитекторы и институт как никогда нуждался в создании собственной научной базы и собственной школы для пополнения кадров. Именно тогда по инициативе «Иркутскгражданпроекта» и Иркутской организации Союза архитекторов и был создан архитектурный факультет при Иркутском политехническом институте. К началу 1980-х выпускники факультета уже работали в «Иркутскгражданпроекте», а также в других проектных организациях города. В 1980-е годы темпы строительства, а, соответственно, и объемы проектирования еще более возросли; численность института «Иркутскгражданпроект» в этот период достигла 1100 человек. В 1984 году Павлом спроектировал здание института, а в 1985-м оно было введено в эксплуатацию. Это позволило объединить все удаленные друг от друга подразделения и увеличить эффективность работы.

23. Сейчас здание уже не принадлежит одному только институту, здесь обосновалось множество организаций, сам «Иркутскгражданпроект» находится на седьмом этаже. «На стыке общественных формаций» Иркутскгражданпроект так тряхануло, что макетов проектов Павлова, которые были украшением актового зала и фойе попросту не осталось, как, впрочем, и актового зала, там поселился Сбербанк.



24.



25.



Жилые дома «Иргиредмета» и ОК КПСС

Блокированные со сдвижкой две жилые секции института редких и цветных металлов по улице Горького — первый иркутский опыт молодого Павлова (1964-1965). Выходящая на красную линию секция поднята над землей и нависает над тротуаром. Прием делает застройку плотной, но не тесной, сообщая визуальную связь улицы с дворовым пространством. Сплошные на всю протяженность фасада балконные ограждения из деревянной рейки на фоне белой рустованной штукатурки, темные простенки на безбалконной стороне, индивидуальная столярка придают остроту и свежесть решению. Две большие квартиры на лестничную площадку, трехметровая высота этажа против типовой в 2,7 метра, раздельные санузлы выводили эти дома в разряд «элитных». Вслед за «Иргиредметом», они были построены обкомом КПСС на противоположной стороне улицы, Горкомом — в Пионерском переулке (Киевская, 9), Академией наук — в Академгородке (Лемонтова 295, 295а, 295б) и для бурятского руководства — в поселке Усть-Орда. Павлов первым примером установил доверие к новой архитектуре, показал ее возможность бесконфликтно вписаться в окружающий контекст.

26. Вид со двора.



27.



28. Вид с улицы Горького.



29. Фрагмент застройки и план типового этажа. 1970-е годы.



30. Дом ОК КПСС по Горького, 1.



31.



32.



Детские сады-ясли на 280 мест

В 1979 году было построено 4 детских сада по проекту Павлова на улицах Гоголя, 69, Трилиссера, 103, Ямская, 42 и Свердлова, 6. В связи с отсутствием на то время кирпичных типовых проектов Владимир Павлов получил возможность разработки индивидуального проекта детского сада-яслей на 280 мест с возможным повторным применением. Объект получился на загляденье живым и привлекательным. Четырехлучевая пространственная структура, совмещенная наклонная кровля, часть блоков приподнята над землей, открытые эвакуационные лестницы со второго этажа, различные варианты отделки фасадов — облицовочный кирпич, цветная декоративная штукатурка. Особенно неожиданным и убедительным оказалось решение летних навесов с глухими кирпичными стенками , которые, кроме прямого назначения, служили оградой и изоляцией территории детских садов-яслей от улицы и дворовых жилых пространств.

33. Детский сад на Свердлова, 6.



Центр Научно-технической информации

Здание ЦНТИ с какими-то странными штуковинами и ответвлениями на улице Коммунаров, 10, скрыто от людских глаз. Оно стоит высоко на горке рядом с музыкальным театром. И с улицы его почти не видно, здание прикрыто густой растительностью. В наши дни здесь находится Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Попасть внутрь можно только по замысловатой лестнице, ведущей сразу на четвертый этаж. Архитектура Центра научно-технической информации для 8-балльных сейсмических условий города получила смелые пластические формы и открыла дорогу поискам новых, выходящих за рамки упрощенных антисейсмических решений. Архитекторы: В. Павлов, Ц. Дагданова, Б. Холдеев, В. Суханов. Проектировалось в конце 60-х, реализовано в 70-е.

34.



35.



36.



37. Здание сильно пострадало от неуместного сайдинга.



38. Вход в здание на уровне четвёртого этажа.



39. Фрагменты фасада начала 1980-х годов, общий вид центра, 2012 год.



40.



41.



Культурный Центр

Когда в 70-е годы Иркутск получил возможность строительства музыкального театра, работавший в то время городе архитектор Вячеслав Воронежский не только предложил место для размещения театра, но и выдвинул идею и разработал форпроект нового культурного центра города (на мысу верхней ангарской террасы, на границе центрального парка культуры и отдыха, рядом с Крестовоздвиженской церковью). Туда вошли театр, центр научно-технической информации, областная библиотека и дворец гражданских обрядов. Два первых объекта были построены, по двум другим была полностью выполнена проектная документация. От строительства областной библиотеки на участке за ул. Коммунаров отказались из соображений лояльности к исторической застройке вокруг Крестовоздвиженской церкви. По Дворцу гражданских обрядов началось строительство, были возведены пилоны, но затем строительство было заморожено.

42.



Приведенный ниже первый вариант застройки культурного центра был предложен Владимиром Павловым. Поскольку объем проектных работ был непосилен одному архитектору, «Иркутскгражданпроект» был вынужден поручить разработку отдельных объектов другим архитекторам, а Павлов сосредоточился на центре научно-технической информации. Музыкальный театр разрабатывал ЦНИИЭП зрелищных зданий (архитекторы Д. Лурье, Н. Стужин, А. Кудрявцев). В процессе со в местной работы группы архитекторов застройка трансформировалась и приобрела окончательный вид.

43. Общий вид. Фото с макета. 1970-е годы. Авторы-архитекторы: В. Воронежский, В. Павлов, В. Колпиков, В. Суханов, Б. Халдеев, И. Догданова, В. Бух, А. Папанян, Д. Лурье, Н. Стужин, А. Кудрявцев.



44. Иркутский областной музыкальный театр им. Н. М. Загурского. Строительство здания театра началось в 1984 году и заняло пять лет. Решение о строительстве нового здания театра было принято Иркутским облисполкомом после успешных гастролей в городе Горьком в 1983 году, на родине театра, приехавшего в Иркутск в 1941 году и оставшегося в Сибири ввиду начала войны. Здание театра, созданное в модернистском стиле и контрастировавшее с панорамой города, не сразу понравилось иркутянам. Зданию многократно пытались дать обидные прозвища — «крематорий», «бомбоубежище», «гроб», однако ни одно из них не прижилось.



45. По мнению большинства архитекторов, место для нового здания театра было выбрано крайне неудачно. Для его постройки были снесены несколько десятков старинных домов, представлявших собой исторически ценную деревянную усадебную застройку конца XIX века. Несмотря на шаговую близость к центру, театр оказался на отшибе, вдали от традиционных мест гуляний иркутян. Предполагалось, что большая площадь вокруг театра станет местом прогулок, но этого не произошло. Возможно, причиной тому стал технократический стиль театрального здания и окружающей его инфраструктуры. Задворки театра вплоть до нашего времени остаются пустырем.



46. Из современных построек на месте предполагаемого культурного центра сейчас находится Театральный квартал — самый дорогой жилой комплекс в Иркутске и музыкальный салон Дениса Мацуева. Строительство здания музыкального салона предполагалось проектом регенерации 130-го квартала на одной из террас главной площади. Сверхсжатые сроки реализации заставили переместить здание на зеленую лужайку между Музыкальным театром и усадьбами Министерства культуры и архивов областной администрации. Небольшое двухэтажное здание образует незамкнутый дворик вокруг старой лиственницы. Материал фасадов — цитата лицевого кирпича ЦНТИ и травертина театра. Используемые материалы предполагают гармоничное соседство музыкального салона с ЦНТИ и Музыкальным театром.



Дом культуры Профсоюзов

Дом культуры профсоюзов на 800 мест, расположенный по адресу Декабрьских событий, 102 более известный иркутянам как «Панормама» был построен в 1970 году. Когда-то здесь был популярный ночной клуб, но после его закрытия здесь открылся самый большой скалодром в Сибири. В период тотального типового строительства иркутские архитекторы, и Владимир Павлов в первую очередь, искусно использовали предлог так называемой «переработки типового проекта на сейсмику», что позволяло на основе типового получить авторское решение. Облицованные мрамором железобетонные антисейсмические усиления сценической коробки, мраморные карнизные лбы с брутальными водосливами, черная рельефная керамическая плитка облицовки фасадов, остекление до пола, гранитные лестницы, мраморный бут подпорных стенок на выразительном рельефе, пешеходный проход под клубным блоком, кожаные панели облицовки зрительного зала — неполный перечень авторского вмешательства в типовой проект. Фонтанная композиция на переднем плане — неотъемлемая составляющая ансамбля. Дом культуры побудил формирование вокруг себя районного общественного центра — площадь Конституции.

47. У здания исчез массивный подъезд, зато появилась летающая тарелка.



48.



49. Терраса у входа находится в запустении и нуждается в ремонте.



50.



51.



52.



53.



Дом-корабль

В 70-е годы интерес к домам галерейного типа занимал умы многих советских архитекторов, но, насколько нам известно, только Владимиру Павлову удалось довести эту идею до реализации. Преодолеть существовавшую в то время в стране систему было не просто. Чего стоили только затребованные Госстроем России пожарные испытания дома, проведенные пожарной академией. Суть идеи — замена большей части вертикальных коммуникаций горизонтальными, приводит к существенному их общему сокращению, и это заметно снижает стоимость квадратного метра жилья и дает ощутимый экономический эффект. Комплекс состоит из трех жилых блоков переменной этажности, связанных между собой общими вертикальными и горизонтальными коммуникациями. К сожалению, построить удалось только один блок, но и он один отвечает на все предложенные Павловым решения. Одноуровневые квартиры первого этажа с приквартирными двориками имеют каждый свой выход наружу. Огражденные кирпичными стенками приквартирные дворики, впервые реализованные архитектором в микрорайоне Байкальский, снимают проблемы, связанные с заселением первых этажей, для многих даже делают их предпочтительными. Галереи расположены в доме через два этажа, выходят к вынесенным за пределы дома лифтовой шахте и двум на весь блок пожарным эвакуационным лестничным клеткам. Из галереи входы в квартиры на этом этаже и по изолированным лестницам на этаж ниже и выше. Галерея, таким образом, одна на три этажа. Квартиры верхних этажей двухуровневые. На первом этаже встроено-пристроенный гастроном, его планировали реконструировать под досуговый центр, но никаких работ сейчас там не ведётся. Типовые железобетонные для мелкого диаметра труб лотки создают своеобразную структуру фасада. Спаренные вертикальные «несут» балконы, горизонтальные, заполненные грунтом, выполняя роль перил, одновременно являются и цветочницами. Рельефная мускулатура кирпича и бетона первого галерейного блока энергично противостоит инертной глади тонированного стекла и пластика несоразмерной постройки на месте второго и третьего галерейных блоков.

54. Жилой дом галерейного типа по проспекту Карл-Маркс-Штадт (в наши дни — проспект Маршала Жукова, 1). С начала проектирования прошло тринадцать лет, прежде чем завершилось его строительство в 1983 году. Изначально прямой пешеходный мост был перестроен для проезда грузовиков.



55.



56.



57. Со стороны шоссе квартиры первого этажа имеют дворики, сообщения с другими подъездами в доме квартиры не имеют. А во дворах частично размещаются магазины и другой малый бизнесс.



58. Фасад представляет собой выставку всевозможных вариантов оформления лоджий. В результате вместо архитектурного единства — музей спонтанной архитектуры.



59.



60. Комплекс состоит из трех жилых блоков переменной этажности, связанных между собой общими вертикальными и горизонтальными коммуникациями. К сожалению, построить удалось только один блок, но и он один отвечает на все предложенные Павловым решения.



61. Со стороны двора все подъезды ведут до второго этажа, и только центральный подъезд выводит в слепую лестницу, пронизывающую весь дом.



62. Спаренные вертикальные «несут» балконы, горизонтальные, заполненные грунтом, выполняя роль перил, одновременно являются и цветочницами.



63. Из галереи входы в квартиры на этом этаже и по изолированным лестницам на этаж ниже и выше. Галерея, таким образом, одна на три этажа. Квартиры верхних этажей двухуровневые. Архитектор проектировал галерею с рекреационной целью, предполагая, что здесь будут стоять бильярдные и теннисные столы, цветы. Жильцы будут общаться после работы, играть в шахматы. Но в шахматы здесь никто не играет. Изначально дом заселялся интеллигенцией, с которой соседствовали простые работники релейного завода. А дальше девяностые внесли свой вклад в культуру этого дома.



64. Перспективный рисунок галерейного дома с вынесенными лифтовыми узлами. Общий вид и фрагмент фасада, 1970-е годы.



65.



66. Вынесенная наружу шахта лифта. Повезло кому-то с лоджией, выходящей к этой шахте.



67.



68.



69. Помимо дома-корабля в микрорайоне Солнечный Павловым проектировалась застройка проспекта Жукова, Общежитие со стоматологической клиникой и школа на 33 класса (Центр образования №47).



Общежитие в микрорайоне Байкальский

Из солнечного мы переносимся в соседний микрорайон Байкальский. Здесь, по улице Байкальская, 241а, б, в, г расположено общежитие на 800 мест, построенное для работников релейного завода в 1986 году. Архитекторы: В. Павлов, С. Григорьев и Е. Григорьева. Комплекс зданий, состоящий из четырех 5-6-этажных блоков и встроено-пристроенного магазина, расположен над пешеходной зоной, выше по рельефу, а блок «А» — буквально над ней, на ножках. Входы в общежитие, кафе блока «Б» и в магазин организованы именно с этой пешеходной зоны, с небольших уютных замкнутых и открытых площадей. Кирпичные объемы торцов четырех жилых блоков стыкуются и образуют стену, на которую опираются совмещенной кровлей объемы читального и актового залов, расположенных на крышах блоков «Б» и «В».

70. Сегодня здесь жилой дом с административными помещениями.



71. Лицевой кирпич и белые вертикальные цилиндры эвакуационных лестниц продолжают тему, начатую тремя жилыми домами «с абсидами», построенными ранее. Собственно, общежитие связывает два из них, стоящие вдоль улицы Байкальской, с третьим, в глубине — в единый комплекс.



72.



Жилые дома с квартирами в двух уровнях

Ещё до проектировки общежития в микрорайоне Байкальский был построен первый блок жилого дома с квартирами в двух уровнях (Байкальская, 243) по заказу у правления Восточно-Сибирской железной дороги во второй линии застройки. Жилая структура включала в себя и двухэтажные таунхаусы. Затем возвели еще два блока, выходящие на улицу Байкальскую, по заказу ВЭМ (Байкальская, 241). Один из блоков, расположенных над главным въездом и проходом в микрорайон, поставлен «на ноги», во втором первый этаж занят продовольственным и промтоварным магазинами. Структура дома такова: каждые квартиры первого этажа выходят непосредственно во двор. Вход на второй этаж осуществляется с наружной открытой лестницы. Из коридора второго этажа — входы на первый ярус двухуровневых квартир и лестницу, ведущую на четвертый коридорный этаж, из коридора четвертого этажа — входы в квартиры второго яруса. Эти квартиры имеют третий мансардный уровень. В этих домах В. Павлов на нормативной площади двухкомнатных квартир построил трехкомнатные, предложив на выбор комнаты с маленькими площадями, зато без спального места в гостиной, то есть по формуле — жилая комната на каждого члена семьи. Именно этими экспериментальными домами и должна была застраиваться четвертая жилая группа микрорайона Байкальский, выходящая на перекресток городских магистралей. Однако эксперимент провалился и строительством трех первых домов закончился в 1976 году. Он оказался слишком мудреным для наших жилищных чиновников. Дома заселили по привычному принципу: в трехкомнатную квартиру — четыре человека. На остальной территории построили комплекс общежитий, который и связывают сейчас дома в единый комплекс. Вокруг же возвели типовые девятиэтажные дома.

73. Комплекс общежития и жилых домов. Общий вид. Аксонометрия.



74. Лестница, ведущая в подъезд дома по Байкальской, 243.



75. Под подъездом арка, ведущая к магистрали. С обратной стороны огороженные дворики квартир первого этажа.



76. Один из блоков, расположенных над главным въездом в микрорайон, поставленный «на ноги».



77.



Офисное здание и комплекс Общежитий Пединститута

Следующие два объекта на Нижней набережной проектировались В. Павловым, С. Григорьевым, и В. Афанасьевым с 1977 года и были достроены лишь в 1998 году. Оба объекта, расположенные рядом, проектировались одновременно и носят черты ансамбля. Ведущий мотив — сборные железобетонные «сотовые» панели. Первым «соты» на фасадах лесотехникума (не реализован) предложил архитектор С. Нечволодов. Потом они получили широкое распространение в Иркутске и Шелехове. Предложенные для общественных зданий «соты» имели высоту 3,3 метра. Примененные Павловым на общежитии пединститута с высотой этажа 2,7 метра через этаж дали неожиданный архитектурный эффект, став связующим элементом ансамбля. Для межсотового этажа изготовили простеночный блок. Консольное решение актового зала на верхних этажах одного из офисных блоков, пирамида блоков общежития , наклонная кровля офисного блока повышенной этажности, контрастное сочетание кирпичных и панельных стен, сложная пространственная структура придают интригующую остроту решению, а выразительный силуэт со стороны реки Ангары формирует панораму набережной. Сегодня в офисном здании по Нижней набережной, 14 находится Газпром, в доме 12а — общежитие №11, а 12б перепрофилирован в жилой дом.

78.



79.



80.



81.



82. «Соты».



83. Фото с макета. 1970-е годы.



84. Общежитие №11.



85.



Общежития переменной этажности Института народного хозяйства и Политехнического института

Студенческий город Иркутск (даже в советские времена здесь было около десятка вузов) остро нуждался в общежитиях, и в конце семидесятых появился проект общежития на 1 200 мест. Выразительный силуэт этого комплекса понравился, проект Станислава Григорьева был четыре раза повторен с некоторыми интерпретациями для трех университетов в разных районах города. Общежитие №1 Байкальского государственного университета на улице Советская, 45, рядом с ДК Профсоюзов построено в 1986 году. Общежития №12 и №13 Иркутского национального исследовательского технического университета на Игошина, 1, 5/1 построены в 1987 году.

86. Общежитие №1.



87.



88.



89. Общежития №12 и №13.



***

Из долгостроев до наших дней не дожило здание ГК КПСС и горисполкома — «Дом на ногах» и Дом культуры завода «Радиоприёмник» на Синюшиной горе. Их строительство было заморожено в конце 80-х в связи с проведением «Олимпиады-80». ДК я посещал в 2010-м году, сейчас на его месте строится жилой комплекс. Когда снесли дом на ногах я закончил школу. В то время я ещё не интересовался архитектурой и плохо запомнил эту монументальную стройку, зловещий образ которой смутно отложился в моей памяти. «Дом на ногах» — это целая эпоха. Порождённый талантом и неординарностью своего создателя, он, безусловно, стал бы украшением Иркутска, его символом, но по прихоти недалёких, но алчных политических «карликов» стал лишь символом порочности коррумпированной городской власти. К сожалению ЖЖ не позволяет мне написать больше в один блог, поэтому оставлю здесь статью.

90. «Дом на ногах». Фото Э. Д. Брюханенко. 1990 год.



Стоит упомянуть и другие объекты, спроектированные Павловым, например две его гостиницы «Русь» и «Академическая». Они обе пострадали одинаково серьезно, ведь некоторым позволено менять авторское видение наружной отделки самовольно, руководствуясь своими личными вкусами или наличием дешёвой краски. Владимиру Азариевичу удалось реализовать 40 проектов: от зданий жилых домов до целых микрорайонов — Первомайского, Синюшиной горы, Солнечного, Университетского. Павлов принял непосредственное участие в проектировании верхней оконечности Первомайского и возглавил разработку проекта застройки микрорайона Университетский, в застройке которого получили наиболее полное и убедительное воплощение градостроительные взгляды ведущих иркутских архитекторов того времени. Это, в первую очередь, высокая плотность застройки, смелое использование «вдоль и поперек». Кроме детских садов в городе было построено пять школ на 1244 места. А ещё вы могли видеть зелёную столовую по улице Челнокова, где останавливается трамвай перед поворотом на мост. И это тоже одно из творений Павлова.

Для написания материала использовались следующие источники:
Книга Владимир Павлов, Tatlin 2013
Журнал Project Baikal №26 2010
Серия блогов p2beep Иркутск Павлова
И другие открытые медиаресурсы
Tags: soviet, архитектура, брутализм, владимир павлов, иркутск, иркутский регианолизм, иркутский ренессанс, необрутализм, регионализм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Убежище-музей

    Год назад на территории восточного промузла в Иркутске была создана концепция военно-патриотического парка «Патриот», строительство…

  • «Сибирский Фарфор» Часть 3

    Изящная и радовавшая людской глаз продукция Хайтинского фарфорового завода была известна всему миру, творения здешних мастеров не раз отмечались…

  • «Сибирский Фарфор» Часть 2

    Живописно-сортировочный цех — самый музыкальный цех. Именно отсюда на весь поселок раздавалась «песнь фарфора» —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments