anthrax_urbex (anthrax_urbex) wrote,
anthrax_urbex
anthrax_urbex

Categories:

Назад в СССР ☭ Усть-Илимск



Самый северный город Иркутской области — город трёх ударных комсомольских строек: гидроэлектростанции, лесопромышленного комплекса и самого города. Пик известности ударной стройки пришёлся на семидесятые годы прошлого века, когда в город приезжала молодежь не только со всех уголков Советского Союза, но и стран Совета экономической взаимопомощи — Болгарии, Венгрии, Германии, Польши.



1. Стела «Усть-Илимск» находится при въезде в город по автодороге Братск – Усть-Илимск. Стела установлена на площадке из бетонных плит в форме восьмиугольника, на которой установлены четыре плиты. На первой плите надпись «Усть-Илимск», на четвертой – герб города Усть-Илимска. В центре - сооружение из бетона в виде разновеликих ребристых стел, три из которых увенчаны бетонными кубами. Четвертая, центральная стела (самая высокая), увенчана композицией из бетона на тему комсомольской символики. Стела символизирует строительство Усть-Илимска – единственного в стране города трех всесоюзных ударных строек: ГЭС, города, ЛПК – и четвертой, необъявленной комсомольской стройки – железной дороги «Хребтовая – Усть-Илимск».



2. Вид на левобережную часть города. Город состоит из двух частей — Левобережной (так называемый Старый город), и Правобережной (так называемый Новый город). Интересно, что «Старый» город старше «Нового» города всего на 5-7 лет (конец 70-х начало 80-х). Однако названия утвердилось, и по сей день Левобережная часть города именуется — Старым городом, а Правобережная — Новым.



3. Старый город состоит в основном из пяти — и девятиэтажных домов, есть шесть десятиэтажных; двухэтажных времянок; микрорайона посёлочного типа «Высотка»; посёлка и дачных участков.



4. Обелиск Славы, посвященный 30-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Штыком красноармейца этот обелиск символизирует Победу. Мастерком строителя — Созидание. Комсомольцы и ветераны подготовили памятную плиту с именами погибших земляков — воинов. Открытие обелиска состоялось 9 мая 1975 года в день 30-летия Великой Победы.



5. Памятный знак «Письмо комсомольцам ХХI века» посвящен первопроходцам Усть-Илимска. Одним из пунктов плана конкурса, посвященного 65-й годовщине Комсомоламероприятий ГК ВЛКСМ было адресовать письмо комсомольцам 2018 года (год столетия комсомола). Оргкомитет конкурса сообщает, что в письме будет рассказано о героических делах юношей и девушек в период становления интенсивного развития города Усть-Илимска. Чтобы сохранить письмо требовалось создать сооружение, которое будет установлено на улице Романтиков напротив обелиска Славы. Открытие состоялось 22 июля 1985 года.



6.



7.



8.



9.



10. Два наружных панно — единственный след монументального искусства, найденного на улицах города.



11. Несмотря на то, что город построен в семидесятые — посыл просматривается явно из тридцатых годов.



12.



13.



14. Мемориальная доска Ивану Ивановичу Наймушину на доме №1 по улице Наймушина.



15. Дворец культуры им. Наймушина, изначально — ДК энергетиков построен в 1981 году. Дворец переименован в декабре 1990 года в честь первого руководителя «Братскгэсстроя» И.И. Наймушина. Пятиэтажное кирпичное здание имеет зрительный зал на 506 мест, универсальный зал и дискозал, вращающуюся сцену, мраморные лестницы, служебные и вспомогательные помещения в количестве 27, из них 6 досуговые (для занятий художественных коллективов).



16.



17. Возле входа нас встретил местный работник. Он зажёг лампы на втором этаже и показал шикарное панорамное мозаичное панно.



Автором этого шедевра стал московский художник Герман Черёмушкин. Мозаика появилась спустя 2 года после открытия ДК на втором этаже. Поэтому официальной датой создания мозаики принято считать 1984 год. На мозаике изображены советские граждане, строители ГЭС, которая выступила заказчиком на строительство дворца культуры, а архитектором был Георгий Максименко. Проект дворца культуры выдвигался на премию Ленинского Комсомола. За информацию отдельная благодарность Чайковской Зинаиде Артёмовне - первому директору ДК.

18.



19.



20.



21.



22. Сейчас второй этаж на реконструкции и целиком снять всё панно не получилось, только частями.



23.



24.



25.



26.



27.



28.



29.



30.



31.



32.



33.



34. У многих подъездов с домах старого города причудливое оформление в виде солнечных лучей и линий водной глади.



35.



36.



37.



38.



39. Зимой здесь выпадает огромное количество осадков и снегоуборочная техника постоянно находится в работе.



40.



41. Мемориальная доска младшему лейтенанту милиции Алексею Булгакову, погибшему при исполнении служебного долга, на доме №6 по улице Булгакова. Настоящий Дядя Стёпа минувших лет.



42.



43.



44. Дорога к смотровой площадке ГЭС из Старого города. Паломничают местные пенсионеры.



45.



46.



47. Вид с площадки на Усть-Илимскую гидроэлектростанцию на реке Ангара. Является третьей ступенью Ангарского каскада ГЭС, после Иркутской и Братской ГЭС. Строительство началось в 1963 году, закончилось в 1980 году. С 1979 года — в эксплуатации. Усть-Илимская ГЭС является четвертой по мощности в России, уступая только Саяно-Шушенской, Красноярской и Братской ГЭС.



48. Усть-Илимская ГЭС играет важную роль в обеспечении устойчивости энергосистемы Сибири. Значительную часть электроэнергии ГЭС потребляют алюминиевые и лесохимические производства. ГЭС стала базой для создания Усть-Илимского территориально-производственного комплекса. В 2012 году выработка ГЭС составила 32,3% от общей выработки электростанций Иркутской области.



49.



50. Старый город расположен ниже Усть-Илимской ГЭС по течению Ангары, Новый город — выше. Связаны между собой автомобильной дорогой и мостом через Ангару.



51. Несмотря на то, что правобережная часть города намного моложе, в ней проживает большая часть населения. Здесь расположено большинство учреждений науки и культуры. Преимущественно строились девяти- и десятиэтажные дома, но не обошлось и без пятиэтажных; есть пять четырнадцатиэтажных домов.



52. Письменная претензия возмущённого гражданского общества.



53. Памятный знак «Кандалы» А.Н. Радищеву установленный в 1991 году рядом с кинотеатром «Яросама» в честь писателя Александра Николаевича Радищева, находившегося в ссылке в Илимске с 1791 по 1797 год. Автор знака — художник-монументалист Ефремов Евгений Георгиевич из Москвы.



54.



55. Лепнина на здании торгового центра.



56. Часовня на Аллее Славы.



57.



58. Романтические названия улиц.



59. Памятный знак, посвященный 40-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Горожане называют памятник «Звезды» или «Три звезды». Открытие памятника состоялось 9 мая 1985 года. Он создан по проекту Маргариты Андреевны Аруцевой-Лаур. По замыслу автора Памятного знака звезды являются символом торжества Победы, солдатской и трудовой доблести. Именно концепция звезды, трижды повторенная, является композиционным и эмоциональным центром.



60. Танк-памятник Т-62.



61. Памятный знак сотрудникам правоохранительных органов, погибшим при исполнении служебного долга.



62. ЗРК С-75. Расформированных и заброшенных позиций, где базировались данные зенитно-ракетные орудия в Иркутской области великое множество.



63.



64. Аллея славы с пушками.



65.



66. Коммунальные службы не дремлют.



67. Главной отличительной чертой Нового города является то, что план строительства города был разработан группой студентов Ленинградского архитектурно-строительного университета в рамках дипломного проекта «Город моей мечты», главной идеей которого являлось строительство города в тайге. При строительстве жилых районов была учтена основная идея, поэтому старались рубить как можно меньше деревьев под вспомогательные площади. Именно поэтому внутри жилых районов можно встретить островки многовековой тайги. Новый город имеет схожесть в планировке с районами Санкт-Петербурга 1980-х годов постройки.



68. Табличка с указанием не только улицы и номера дома, но и названием микрорайона.



69.



70. Каскад из 14-этажных панелек по проспекту Мира.



71. Интересная лестничная пристройка Дворца Культуры «Дружба».



72. На перилах повязаны шерстяные чехлы.



73. Дворец культуры «Дружба».



74. Картина из бересты.



75.



76. На заднем дворе ДК стоит ЯК-40, по-видимому из него сделали один из аттракционов.



77. Стела №1 Производственное объединение «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс». Автор Айрат Туйметов. Создана в 1985 году. Находится при въезде в город со стороны промплощадки ЛПК.



78. Дорога к ЛПК.



79.



80. Усть-Илимский лесопромышленный комплекс.



В 1967 году Ленинградский Гипробум с участием ряда других проектных институтов страны подготовил технико-экономическое обоснование для строительства лесопромышленного комплекса в Усть-Илимске, предпосылки для которого были очевидны: богатая сырьевая база, крупный источник дешевой электроэнергии – Усть-Илимская ГЭС, ангарская вода для производства высококачественной целлюлозы.

81.



После тщательного изучения и сравнения различных вариантов размещения предприятия площадка для него была выбрана на правом берегу Ангары, в нижнем бьефе гидростанции. И в июле 1968 года технико-экономическое обоснование строительства Усть-Илимского ЛПК было рассмотрено Госпланом СССР и через месяц утверждено Минбумпромом и принято решение о целесообразности сооружения лесопромышленного комплекса в районе Усть-Илимска для увеличения производства целлюлозы из хвойных пород древесины и более полного удовлетворения потребностей социалистических стран в этой продукции. Впервые в нашей стране предполагалось, что опилки будут применяться для выработки низкосортной целлюлозы.

82. 12 июля 1972 года было подписано генеральное соглашение заинтересованных стран СЭВ о совместном строительстве целлюлозного завода в составе ЛПК в Усть-Илимском регионе. Эту дату принято считать днем рождения Усть-Илимского ЛПК.



Усть-Илимский целлюлозный завод – первый объект согласованного плана многосторонних мероприятий стран-членов СЭВ (Германии (ГДР), Венгрии, Болгарии, Польши, Румынии), реализация которого позволила значительно увеличить поставки из СССР в братские страны такого ценного вида сырья, как беленая целлюлоза.

83. Заброшенное административное здание на ЛПК, с крыши которого нам удалось повнимательнее рассмотреть предприятие. Возведение Усть-Илимского лесопромышленного комплекса было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а строительство целлюлозного завода – стройкой СЭВ.



84.



85. Вид на Усть-Илимскую ТЭЦ.



86.



87.



88.



Сырьевая база Усть-Илимского ЛПК определена в октябре 1973 года. За комплексом были закреплены леса третьей группы, относящиеся к Илимскому, Седановскому, Рудногорскому и Усть-Кутскому лесхозам Иркутской области. На 84% эти леса состоят из деревьев хвойных пород. Общий эксплуатационный запас древесины составляет 446 млн. м³, из них 6,5 млн. м³ должно ежегодно перерабатываться на заводах комплекса.

89.



В состав ЛПК входят: целлюлозный завод, лесопильно-деревообрабатываюший завод (ЛДЗ) - включающий 2 лесопильных цеха и цеха древесностружечных плит, завод подготовки древесного сырья (ЗПДС), гидролизно-дрожжевой завод, 10 лесозаготовительных предприятий, ремонтно-механический завод, объединенное автохозяйство на 800 лесовозных автомобилей и завод для ремонта автомобилей и лесовозной техники. Головное предприятие ЛПК – целлюлозный завод с проектной мощностью 500 тыс. тонн беленой и 50 тыс. тонн небеленой целлюлозы в год (это основная продукция). Помимо целлюлозы, завод должен выпускать в год 10 тонн канифоля, 3 тысячи тонн скипидара-сырца, 31 тыс. тонн дистиллированного талового масла и другие лесохимические продукты.

90.



21 ноября 1979 года состоялась первая варка усть-илимской целлюлозы. 19 декабря 1980 года Государственная комиссия с оценкой «отлично» подписала акт приема первой очереди производственных мощностей Усть-Илимского ЛПК на 250 тысяч тонн беленой целлюлозы. 30 декабря 1981 года принят в эксплуатацию второй поток целлюлозного завода, мощность которого достигла 500 тысяч тонн высококачественной беленой целлюлозы в год.

91.



В октябре 1981 года приказом Минлесбумпрома СССР два объединения – «Усть-Илиский ЛПК» и «Илимсклес» были слиты в одно производственное объединение «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» (ПО «УИ ЛПК»). Филиал ОАО «Группа «Илим» в городе Усть-Илимск является обособленным структурным подразделением в составе ОАО «Группа «Илим» и входит в Бизнес-единицу «Илим-Восток».

92.



93. От ЛПК до города мы поедем на трамвае. Но не на обычном, а на скоростном. Завершающая серия снимков будет посвящена ещё одной интересной достопримечательности города.



94. Сейчас мы сделаем круг по кольцевой и с конечной станции отправимся в город прямиком через лес!



95. Трамвайная система Усть-Илимска, одна из немногих в России по исполнению, именуется официально скоростным трамваем. Это одна из последних созданных в СССР и России трамвайных систем. Линия соединяет лесопромышленный комплекс с жилыми кварталами города и проходит только по правому берегу.



Усть-Илимский трамвай - одна из самых своеобразных трамвайных сетей России. Скоростной трамвай Усть-Илимска был открыт 15 сентября 1988 года. Согласно проекту, основным видом транспорта в правобережной части города должен был стать трамвай. В первую очередь должна была быть построена линия, соединяющая окраину жилого района с промышленной зоной, затем - линии, пролегающие внутри жилого района. По неподтверждённым данным, предполагалось также строительство линии к железнодорожному вокзалу в посёлок Железнодорожный. Первоначально трамвайное движение осуществлялось на участке от станции «9 микрорайон» (является конечной и в настоящее время) до станции «Агрофирма «Ангара» (на тот момент она называлась иначе). В 1992 году был открыт участок до нынешней конечной станции «Северная». С этого момента трамвайная сеть не развивалась.

96. Редко где ещё такое увидишь — трамвай посреди заснеженной тайги, словно проезжает поезд дальнего следования. На лесном участке, по словам водителей трамвая, привычным делом является выход на пути медведей, порой с трудом удаётся избежать наезда на них. Встреча с медведем - ситуация не каждодневная, но и не редкая. Подобное «сочетание трамвая и медведя» имеет место только в одном городе - Усть-Илимске.



В 90-е годы Усть-Илимский трамвай продолжал стабильно работать, а в 2001 году он был признан лучшим в России. Однако, после 2001 года ситуация трамвайного хозяйства постепенно ухудшается. Протяжённость трамвайной линии от станции «9 микрорайон» до станции «Северная» составляет 15 километров. Ответвлений нет (за исключением короткой ветви в депо, в районе которого путевое развитие имеет конфигурацию треугольника). Линия на всём протяжении двухпутная. Шпалы на всём протяжении деревянные.

97. Подвижной состав представлен одним типом вагонов – 71-605 (КТМ-5). По состоянию на 2001 год, насчитывалось 86 вагонов, часть из них – переоборудованы в служебные. Почти все вагоны работают на линии в виде «систем» (две единицы).



98. Трамвайная система официально считается скоростной. Помимо Усть-Илимска, к категории скоростных официально относятся трамвайные сети в Старом Осколе и Мозыре, отдельные линии скоростного трамвая есть также в Киеве, Волгограде и Кривом Роге. Маршрутная скорость, по состоянию на начало 1990-х годов, составляла 26 километров в час, что значительно выше, чем у «традиционного» трамвая (15 км/ч).



99. Трамвайные пути в микрорайоне №4. В пределах Нового города действуют четыре станции: «9 микрорайон» (конечная), «Улица 40-лет Победы», «Улица Димитрова», «Улица Мечтателей». Свыше 80% пассажиров трамвая (в зимнее время — почти 100%) пользуются им для поездок между городом и промышленной зоной. Для поездок внутри жилой зоны трамвай не используется практически никем – линия удалена от большинства жилых домов, интервалы движения в дневное время – 30 минут и больше.



100.



101.



102. Конфигурация трамвайной линии следующая: на южном участке, составляющем примерно четверть от общей протяжённости (4 км), линия проходит параллельно улице Дружбы Народов, но на значительном удалении от неё (пространство между путями и асфальтовым полотном занято автостоянкой, протянувшейся на те же 4 километра — без учёта небольших разрывов). Почти всюду линия служит границей между многоэтажной жилой застройкой (с западной стороны) и лесом (с восточной стороны). Лишь в северной части «городского» участка жилые дома находятся не только западнее, но и восточнее трамвайной линии.



103. В связи с тем, что трамвай считается скоростным, все остановки официально называются станциями. Но в нынешней ситуации это определение вызывает лишь грустную усмешку – станции на деле выглядят как примитивные остановки, некоторые из них – обветшавшие и замусоренные. Табличек с информацией о названиях станций, сведений об интервалах движения не встретилось нигде.



104. Пока мы пытались выследить трамвай на одной из остановок – неподалёку из-за поворота показался синий вагон. Он остановился недалеко от станции, и мы было уже хотели в него сесть, но вагон оказался служебным.



105. В вагоне помимо водителя был только один пассажир – путеец. Он вышел на пути с компрессором и начал расчищать рельсы от снега.



106.



107.



108. Ловить трамвай, гоняясь с ним на перегонки на машине, поджидать вагон на станции, взбираясь на столб было одним из самых весёлых занятий этой поездки. Спасибо за внимание!


Мой город маленький, но важный
В тайге родился и живет.
О нем и слышал то не каждый,
Но тот, кто знает, тот поймет.

Tags: soviet, лпк, тайга, трамвай, усть-илимск
Subscribe

Posts from This Journal “soviet” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments