anthrax_urbex (anthrax_urbex) wrote,
anthrax_urbex
anthrax_urbex

Categories:

«Через Каналы»



В Сити-17 объявлен комендантский час. В город вошли дополнительные силы ГО. Пробираясь через городские каналы, преследуемые солдатами Альянса, мы находим базы Сопротивления в тоннелях, населённые беженцами, повстанцами и вортигонтами, разумными пришельцами из Зена, ставшими после Семичасовой войны союзниками Сопротивления. Выбравшись на окраину города в котором нет метро, мы находим лагерь повстанцев. Пересаживаемся на воздушный катер и мчимся в темноту, пересекая радиоактивные каналы.

Разговоры о необходимости строительства метро в Омске начались ещё в 60-х годах в связи с большой протяжённостью города вдоль реки Иртыш и относительной узости его улиц. Однако после того как финансирование было выделено, архитекторы города приняли решение строить сеть скоростного трамвая. Кстати, в России линии скоростного трамвая действуют в четырёх городах и один из них - Усть-Илимск, который находится на севере Иркутской области. С развитием городского транспорта в СССР в 1970 году Советом Министров РСФСР было утверждено решение о строительство в Омске линии скоростного трамвая.

1. Первый пусковой участок: Электродепо — станция «Соборная» — станция «Кристалл» — станция «Заречная» — станция «Библиотека им. Пушкина». Мы находимся на последней станции. И идём с конца от «Библиотеки им. Пушкина» до «Кристалла».



2. «Библиотека имени Пушкина» — единственная построенная станция Омского метрополитена. Станция получила название по названию находящейся рядом Омской областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина. Первоначальное проектное название «Красный Путь». Станция расположена на пересечении улиц Красный Путь и Фрунзе, вдоль улицы Фрунзе. Выходы со станции запроектированы вокруг автомобильной развязки, расположенной над станцией. Из станций пускового участка — единственная, расположенная на правом берегу Иртыша. Кроме жилых массивов тут расположено множество административных зданий, учреждения культуры и образования.



3. Станция односводчатая мелкого заложения. В конструкции сводчатой части станции запроектированы девять прямоугольных кессонированных плафонов размером в плане 7,70 м на 8,5 м. Каждый плафон разделен на более мелкие кессоны размером 2,35 м на 2,10 м в плане и глубиной от 1,0 м до 1,60 м. Каждый кессон оборудован светильником. Ранее была освещена, но сейчас здесь кромешная темнота. На другом конце станции - заколоченный выход в большое тех помещение с подобием недостроенного копра. Раньше можно было попасть на станцию через это помещение, но сейчас это сделать крайне затруднительно.



Когда население Омска превысило 1 миллион человек варианты строительства сети скоростного трамвая были отвергнуты в ползу проекта по строительству тяжёлого метро. Была одобрена генеральная схема развития линий омского метрополитена, разработанная московским институтом «Гипрокоммундортранс». Главной задачей было освоение расчетных пассажиропотоков с соблюдением нормативного уровня комфортности поездок.

4. Квадратный тоннель в сторону метромоста. Здесь ещё осталось освещение. И оно действительно зелёное.



5.



Прошло двенадцать лет. В марте 81 года в соответствии с решением исполнительного комитета Омского городского совета народных депутатов, специалисты ОАО «ОмскТИСИЗ» начали комплекс изыскательских работ по технико-экономическому обоснованию первой очереди первой линии Омского метрополитена. В этом же году московский институт «Метрогипротранс» разработал технико-экономическое обоснование строительства, а ещё через год подготовил обосновывающие материалы строительства метрополитена в Омске в составе схемы развития и размещения метрополитенов до 2000 года.

6.



7. Подтопленные участки, лампы и провода. Пока я делю кадры - напарник без бахил ждёт неподалёку от метромоста, в месте где начинается подтопленный участок.



Несмотря на имеющееся обоснование, при подготовке в 1984 году XII пятилетнего плана экономического и социального развития СССР строительство метро в Омске запланировано не было. В результате в ЦК КПСС направили красноречивое письмо, в котором объяснялась необходимость строительства метро в Омске тем, что «трудящиеся на работу добираются до полутора часов, в условиях суровой сибирской зимы перемерзают, болеют». После этого Москва таки включила строительство Омского метро в планы XII Пятилетки.

8. Лестница в конце технического тоннеля, ведущая к вентиляционной системе.



9. Гермодверь с полуразобранным механизмом. Ведёт в вентшахте.



В 1986 году Госстрой и Госплан СССР утвердили технико-экономическое обоснование строительства первой очереди метрополитена – Октябрьской линии от станции «Машиностроителей» до станции «Левобережная» (сейчас это «Рабочая» и «Заречная») с электродепо. Открылось финансирование работ. Всего по проекту должна была быть создана сеть метрополитена из трёх линий: Октябрьской, Первомайской и Кировской.

10.



11.



Первая линия Омского метрополитена протяжённостью 12,3 км должна была насчитывать 8 станций: «Машиностроителей» (вариант названия – «Кировская»), «Туполевская», «Октябрьская», «Парк 30 лет ВЛКСМ», «Куйбышевская», «Маршала Жукова», «Улица Фрунзе», «Левобережная». Все станции предполагались мелкого заложения с платформами стандартной длины 102 метра (под пятивагонные составы), «Маршала Жукова» – с береговыми платформами и одним наземным вестибюлем, остальные – с островными платформами и двумя подземными вестибюлями, совмещёнными с подуличными переходами. Конструктивно станции были представлены трёх типов: «Машиностроителей», «Октябрьская», «Куйбышевская», «Улица Фрунзе» – колонные из сборного железобетона с монолитным перекрытием, «Туполевская». «Парк 30 лет ВЛКСМ», «Левобережная» – односводчатые с пологим сводом из монолитного железобетона, «Маршала Жукова» – индивидуальной проектировки из сборного железобетона с перекрытием среднего пролёта автодорожными типовыми строениями. При этом станция «Улица Фрунзе» – пересадочная на Первомайскую линию – должна была вмещать две островные платформы и четыре пути, аналогично станции «Московская» Нижегородского метрополитена. На линии также предполагалось строительство двух мостов: через реку Омь и совмещённого авто-метромоста через Иртыш. Расчётный суточный пассажиропоток после пуска линии в 1996 году должен был составить 190,5 тысяч человек (69,6 миллионов человек в год).

12.



Строительные работы должны были начаться в январе 1990 году на станции «Машиностроителей», а завершиться в мае 1997 года. Но тяжелейший экономический кризис рубежа 90-х годов не мог не повлиять на ход работ и в 1989 году они были приостановлены, а штаб строительства упразднён. После перехода власти от союзных органов к республиканским в конце 91 года по поручению Совмина РФ работы возобновились: В 92-м создали Дирекцию строящегося метрополитена, в 93-м утвердили проект первой очереди первой линии от «Маршала Жукова» до «Рабочей» протяжённостью 6,76 км, и долгожданное строительство всё-таки началось. 24 февраля 1993 года была забита первая свая на опоре будущего метромоста через Иртыш, В октябре 1996 года начались работы на станции «Туполевская».

13. Сюда не вошли кадры с метромоста, но они попали в видеоряд. В момент возвращения к метромосту можно было услышать охранника, пытавшегося открыть дверь. А если пролезть в нужный проём под стеной, то ещё и увидеть. Миновав мост и закрыв за собой пути отхода мы попадаем в туннели, ведущие к станции «Заречная».



14.



Развал промышленности в середине 90-х годов значительно изменил внутригородские пассажиропотоки: массовый подвоз жителей к заводам стал куда менее востребованным. В 1997 году московский институт «Метрогипротранс» определил новый пусковой участок первой линии метрополитена от станции «Красный путь» на пересечении одноимённой улицы с улицей Фрунзе до станции «Автовокзал» протяжённостью 7 км с 4-мя станциями: «Красный путь», «Заречная» (бывшая «Левобережная»), «Бульвар архитекторов» и «Автовокзал», инженерным корпусом, совмещённым авто-метромостом через Иртыш и электродепо. Ключевым объектом стройки стал метромост.

15.



16. Участок по другую сторону метромоста, второй выход через вентшахту уже пройден, мы следуем дальше. Это единственный небольшой участок с тюбингами.



Двухтысячные. 28 декабря 2000 года вышел указ № 46 Губернатора Омской области Л.К. Полежаева «О мерах по завершению строительства совмещённого мостового перехода через реку Иртыш в створе ул. Фрунзе», и с 2001 г. работы по возведению метромоста активизировались. В то же время, строительство перегонных тоннелей на левом берегу не начиналось, так как единственный тоннелепроходческий комплекс КТ-5,6 Б2 стоял в недостроенном тоннеле перегона «Туполевская» – «Рабочая». Наконец, 23 октября 2003 года проходка первого перегонного тоннеля завершилась, и тоннелепроходческий комплекс освободился для работ на новом участке. В течение последующих двух лет производилась частичная достройка с консервацией готовой части станции «Туполевская», после чего фронт работ окончательно переместился на левый берег.

17.



18.



2005 год. 16 февраля с помощью ТПМК КТ-5,6 Б2 началась проходка 390-метрового тоннеля от рамповой части метромоста до будущей станции «Заречная». 10 сентября указом губернатора Леонида Полежаева три из четырёх станций пускового участка получили новые названия. Станция «Красный путь» стала называться «Библиотека имени Пушкина», станция «Бульвар архитекторов» получила название «Кристалл», станции «Автовокзал» присвоено название «Соборная». 18 октября открылось автомобильное движение по метромосту, получившему имя «60-летия Победы», под автомобильным полотном которого в закрытых коробах проходят два пути метро.

19.



20. Проложены рельсы. Отсюда уровень воды поднимается почти по пояс. Спасает наличие водопроводной трубы над её поверхностью.



2007 год. 25 мая с помощью того же ТПМК КТ-5,6 из монтажной камеры на будущей станции «Кристалл» началась проходка левого перегонного тоннеля в сторону станции «Заречная». Щит, в итоге, прошёл 888 метров до того, как был затоплен в результате аварийного разрыва 700-миллиметрового водовода Омскводоканала.

21. Тоннель подходит к концу.



22. Выход к котловану.



Затопление произошло 27 мая 2008 года. Насыщенный электроникой сложнейший механизм весом более 40 тонн залило водой с песком и илом. В результате аварии никто не пострадал, но щит был полностью выведен из строя, и проходка была остановлена. В течение всего 2008 года велось активное сооружение конструкций станции «Библиотека имени Пушкина». Основные работы на прилегающем к вестибюлю №2 участке и в самом вестибюле были закончены в сентябре. Однако после начавшегося в конце года экономического кризиса работы по строительству метро были остановлены. Снова. 2009 год стал точкой отсчёта, когда первые исследователи начали посещать метрострой.

23. Котлован станции «Заречная».



24. По техзаданию на станции «Заречной» на Левом берегу возведены конструкции блока технических помещений и платформа протяжённостью 36 погонных метров. В данный момент станция представляет собой подземные сооружения длиной около 200 метров. В них входят вентиляционная камера, блок техпомещений, платформенная часть, вестибюль, соединённые с блоком служебных помещений, понизительная подстанция, вентиляционная сбойка.



2010 год. В ноябре генподрядчик строительства Омского метро НПО «Мостовик» представило концепцию строительства облегчённого метро с сокращением длины платформ станций со 102 до 60 м, отказом от вторых вестибюлей, внедрением автоведения поездов без участия машинистов. Также было предложено включить в пусковой участок помимо имеющихся пяти станций («Библиотека им. Пушкина», «Заречная», «Кристалл», «Соборная» и «Рокоссовского») шестую станцию – «Торговый центр», проектируемую в двухэтажном исполнении для будущей пересадки на Вторую линию. Выделяемые из областного бюджета средства шли только на поддержание уже готовых объектов.

25. Выход прикрыт.



26. Название станция получила в связи с тем, что является первой станцией метро на левом берегу Иртыша, расстояние от береговой линии составляет 1,5 км. Односводчатая мелкого заложения. Пейзаж мне напомнил локацию Каналы из Halh-Life 2. Не хватает хэдкраба, монтировки и треска счётчика гейгера. Добро пожаловать! Добро пожаловать в Сити-17!



2011-2012 года. 24 июня Возобновляется проходка перегонных тоннелей. 2 сентября вестибюль станции омского метро «Библиотека им. Пушкина» открыли для пешеходов в качестве подземного перехода. Заканчивается проходка 6 августа 2012 года. закончилась проходка правого перегонного тоннеля от «Кристалла» до «Заречной», которая велась с помощью нового ТПМК Lovat RME238SE, способного проходить до 15 метров в сутки. У него, как и у всех тоннельных комплексов «Мостовика» — Тамары, Лилии, Варвары, тоже есть своё имя — Омь. Щит был развёрнут в котловане «Заречной». В июле 12 года было заявлено о замедлении строительства из-за подземных рек и ручьёв. В августе завершилась проходка правого 1,5-километрового перегонного тоннеля «Кристалл» — «Заречная», затем ТПК Lovat был демонтирован и развернут для последующего сооружения левого перегонного тоннеля — работы стартовали 8 октября. Началась проходка оставшегося участка левого перегонного тоннеля в сторону станции «Кристалл». В этих годах к исследованиям метростроя подключилось молодое поколение.

27.



28.



2013 год. 1 февраля ТПМК закончил проходку, дойдя до места аварии, выведшей из строя КТ-5,6. Первоначально планировалось перевезти щит на площадку станции «Кристалл» и начать проходку в сторону «Проспекта Рокоссовского», федеральный центр дал миллиард рублей на строительство ещё двух станций (Соборной и Рокоссовского). Предполагалось, что вместе со средствами областного бюджета затраты на строительство в 2013 году составят 1,5 миллиарда рублей, что позволит начать строительство, однако вместо этого щит был в срочном порядке демонтирован и отправлен в Москву, где уже 24 апреля начал проходку левого перегонного тоннеля от станции «Ходынское поле» к станции «Петровский парк».

29. Впереди препятствие, чтобы преодолеть глубокое озеро, образовавшееся от дождей и выхода грунтовых вод приходится подниматься по лестнице наверх и миновав охрану, по территории перебегать лестнице на той стороне.



30.



2014 год. В начале года шло активное обсуждение идеи переформатирования омского метро, поскольку даже инновационный вариант не отвечал финансовым возможностям и транспортным потребностям города. Была названа новая сумма, необходимая для достройки классического метро — 24 миллиарда рублей без учёта цены подвижного состава, которая изменила настроения в городе, поскольку является неподъёмной для Омска. 28 февраля губернатор Виктор Назаров сообщил, что правительство области приняло окончательное решение превратить недостроенное метро в рельсовую систему, единую с наземным трамваем. Работы были в очередной раз остановлены. К концу года было объявлено о консервации строительства на неопределённый срок. В этом году метрострой активно посещают городские исследователи и любители в виду его полной доступности.



31. Однако лестница вновь возвращает нас к воде, перебравшись по конструкциям на электрощит перебрасываемся на трубу и следуем по ней до суши.



32. Где нас ждёт следующий тоннель до станции «Кристалл».



2015 год. Банкротство застройщика НПО «Мостовик». Осенью ведётся достройка уже заложенных объектов, поскольку консервировать их в недостроенном состоянии дорого и проблематично. Поэтому метрострой в какой-то степени ещё живой. Полностью забросить или полностью переделать под что-то другое такой масштабный объект невозможно, это может спровоцировать в городе техногенные катастрофы. На стройке под землей работают насосы водоотлива, потому что в подземных конструкциях всегда есть водоприток, проводятся осмотры и, соответственно, присутствует электроснабжение.

33. Длина тоннеля между станциями «Заречная» и «Кристалл». По проекту составляла около 1,1 км.



34. Снова вода и грязь. Передвигаться очень тяжело, даже в бахилах. Вся ночь ушла, чтобы дойти досюда. Впереди финальный забег на один километр.



35.



36. За поворотом под улицу 70-летия Октября находится техническое помещение под тяговой подстанцией. Раньше здесь не было крыши, сейчас она есть. Проведёт свет, всё сильно затоплено. Остался кое-какой инструмент после рабочих.



37. Далее тоннели разделяются. Мы решаем идти по правому, где меньше воды. В левом же раньше стоял мотовоз, но мне к сожалению не удалось его застать. В том же тоннеле стоят звездой опоры на проседающем участке. Спасательный бортик слева облегчает поход к котловану.



38. Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка станция «Кристалл».



39. Точка прибытия. По находящемуся рядом микрорайону Кристалл, станция получила своё название. Первоначальное проектное название «Бульвар Архитекторов». Метродепо планировалось разместить за станцией «Соборная», для этого огорожена территория. Рядом с ним планировалось возвести подстанцию 110/10 киловольт «Метро», для обеспечения электроснабжения.



Наши дни. С 2015 года историю омского метростроя можно считать законченной. Каждый год выделяются средства на обслуживание законсервированного объекта, так же ищут людей для его охраны. Доступ сейчас практически свободный. Власти страны решили, что дорогостоящие вливания средств для короткого участка линии метро не окупятся. С этим согласна половина населения Омска, а то и больше. В перспективе переоборудовать тоннели под метротрам, однако сколько ещё времени пройдёт до начала новых работ не известно.

40. Дальше строительства нет. Отсюда мы поедем на автобусе. Стоит только перелезть через забор.



Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка «Вникуда».
Tags: digg, half-life, urbex, заречная, метро, метрострой, омск, подземка, через каналы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments