anthrax_urbex (anthrax_urbex) wrote,
anthrax_urbex
anthrax_urbex

Categories:
  • Music:

«Последний ЛимуЗИЛ» Часть 2



Как известно, Акционерное Московское Общество Завод имени Лихачева, прекратил свое существование. Продолжает работать в прежнем режиме только Механо-сборочный Цех №6, на котором многие годы собирались легковые автомобили для высших эшелонов власти многих стран в советское и постсоветское время. В настоящий момент на складах МСЦ имеется более 13000 наименований и около 4000000 оригинальных запчастей, агрегатов и комплектующих для производства, ремонта и сервисного обслуживания автомобилей правительственной линейки ЗИЛ и ЗИС, вездеходов, шнекоходов и грузовых автомобилей ЗИЛ. На втором этаже цеха сейчас изготавливают кузовные детали, здесь же - участки сборки. Подробнее о нём в продолжении обзора.

Сейчас наружные панели для ЗиЛов выколачивают вручную на деревянных болванках. Эта технология применялась и прежде наряду с более продвинутой мелкосерийной штамповкой, но она не позволяет сделать сложные по форме панели единой деталью. Например, крышу седана 41041 с такой технологией придется разбить на три сегмента (Г-образная крыша и боковины задних стоек), а длинное заднее крыло кабриолета 410441 - на два (само крыло плюс приварная секция). Огромную крышу лимузина 41047 на деревянных формах вообще не сделать. Массивные бамперы тоже выколачиваются вручную из обычной листовой стали. Хромируют их на стороне - гальванической ванны на территории ЗИЛа уже нет.

1. Участок изготовления кузовных деталей.



2. Ручная работа задних фонарей.



3. Звезда для вечного огня.



4. В штате компании числятся 47 человек, из них 40 - производственный персонал. Большинство сотрудников перешли сюда с прежнего ЗИЛа, просто сменили юрисдикцию, не поменяв фактическое место работы. Владимир Васильевич - жестянщик с большим стажем. Он показал нам цех и рассказал про принципы его работы.



5. На болванку устанавливается лист метала, затем вручную выколачивается деталь.



6. С момента закладки рамы в стапель шасси присваивался личный номер и заносился в паспорт. Каждый механизм, блок или агрегат также имел свою маркировку и был приписан к конкретному автомобилю. Взаимозаменяемости (типичной для конвейерного производства) не предусматривалось. Особенно остро эта «селективность» проявлялась при сборке кузова. Все его панели выколачивались вручную с последующей подгонкой одной к другой. Так что крыло от машины №20 не подходило к машине №21. Своеобразно выглядело украшение кузова и салона декоративными элементами. Многочисленные хромированные шильдики, ободки, раскладки и молдинги устанавливались «по месту», для чего в уже покрашенном автомобиле дрелью засверливались отверстия под винтики. При этом механики были облачены в медицинские белые халаты, руки защищали нитяные перчатки, а ноги обувались в тапочки. «Индпошив» «членовозов» был палкой о двух концах.



7. В условиях штучного производства правительственные машины имели безумно высокую себестоимость, которая в заводском бюджете компенсировалась за счет массовой и популярной продукции. Например, перманентно-дефицитных бытовых холодильников марки «ЗИЛ-Москва». Но имелся и позитив: при производстве «больших черных ЗИЛов» строжайше контролировалась каждая технологическая операция. И тут военному представительству, прикомандированному к режимному шестому цеху предоставлялось бескрайнее поле деятельности. Без их росписи и личного штампа в паспорте автомобиля процесс возведения «членовоза» замирал. Штамп выглядел так: вытянутый по горизонтали ромб со звёздочкой, буквами ВП и условным номером военного представительства. Этот «армейский знак качества» ставился не только на отечественных компонентах, но и на импортных. Не секрет, что в легковых автомобилях марки ЗИЛ использовались заграничные комплектующие. Например, тормозные системы английской фирмы Гирлинг. Каждый комплект проходил внешний осмотр и пристрастно испытывался на стенде. Только после этого продукция из туманного Альбиона проштамповывалась «ромбиком» военной приёмки.



8. При производстве ЗИЛовских лимузинов применялись операции, немыслимые на конвейере. Вот, к примеру, заворачивается крестовой отверткой блестящий винт поручня в пассажирском салоне. После этого надлежало головку винта накрыть специальной оправкой и тюкнуть по ней молоточком. Зачем? Чтобы оставшийся на шлице винта малюсенький хромовый заусенец не оцарапал палец Объекта Государственной Охраны. Именно так официально именовались пассажиры автомобилей высшего класса. За их безопасность отвечало 9-е управление КГБ, а позднее - Управление охраны при Аппарате Президента СССР.



9.



10.



11.



12.



13.



14. Далее - участок сборки, сборка стапельным методом.



15.



16.



17.



18.



19.



20.



21.



22.



23.



24.



25.



26.



27. Кузов после сборки спускают на тросах на первый этаж, где стыкуют с шасси. Затем - финальная сборка и обкатка. В общей сложности на изготовление одного нового автомобиля уходит около четырех месяцев.



28. Участок сборки кузовов. Кабриолет на базе 117-го ЗИЛа.



29.



30.



31.



32.



33. ЗИЛ-41045.



34.



35. Кузов от «Юности».



36. В цехе еще есть несколько кузовов седанов 41041 и рам для них. Новые кузова и рамы делать больше не смогут - уже нет всего нужного для этого оборудования. Раньше детали силового каркаса кузова делали методом dual form, а крупные кузовные панели (задние крылья, крыши лимузинов) штамповали на мелкосерийных пресс-штампах, отлитых из алюминиевого сплава. Таких пресс-штампов хватало на 40-50 циклов. Но от этой технологии отказались еще лет 20 назад, когда производство лимузинов из штучного стало эпизодическим. Лонжероны рамы сложного профиля изготавливали, разумеется, на мощных прессах в цехе штамповки. Так же, как и для грузовиков.



37. После покраски рабочие прокладывают проводку, устанавливают стекла, монтируют элементы салона и т.д. В работе находятся как вновь собираемые автомобили, так и те, которые проходят реставрацию.



38.



39.



40. Пошивочная (швейная) мастерская. Здесь вырезают нужные элементы отделки из кожи и ткани.



41.



42.



43.



44.



45. Закроечная мастерская. Здесь изготавливаются деревянные элементы внутренней отделки салона и обивка.



46.



47.



48. Такое вот оно, это старое предприятие, выпускавшее легендарные автомобили. Остаётся пожелать работникам долгих лет жизни, а производству представительских машин продолжать выпуск новых раритетов. Надеюсь вам было интересно, спасибо за внимание.

Tags: tech, бронекапсула, завод, зил, зис, лимузин, москва
Subscribe

Posts from This Journal “лимузин” Tag

  • «Последний ЛимуЗИЛ» Часть 1

    О легковых ЗИЛах писали в советские времена немного, а уж прикоснуться к ним удавалось лишь тем, кому это полагалось по службе. Да и цех ЗИЛа,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments